Международный бизнес с осторожностью ждет изменений нового Таможенного кодекса

Эксперты Американской торговой палаты рассказали "Делу", какие ключевые изменения коснутся таможенной сферы с 1 июня и какая работа предстоит над улучшением нового Таможенного кодекса
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Новый Таможенный кодекс Украины вступит в силу уже с 1 июня, что в общей сложности дало Кабинету Министров Украины и центральным органам исполнительной власти всего 36 дней с момента подписания закона президентом Украины на то, чтобы привести свои нормативные акты в соответствие с кодексом.

Международное бизнес-сообщество с осторожностью ждет изменений, которые может повлечь за собой кодекс, учитывая всю многоаспектность этого документа. Эксперты Американской торговой палаты в Украине работают над усовершенствованием Таможенного кодекса уже больше года, взаимодействуя с украинскими законодателями.

Предложения экспертов в первую очередь касались рассмотрения методов решения насущных таможенных проблем. Эти методы уже успешно работают в странах Европы и США. Сопредседатель Комитета по вопросам таможенной политики Американской торговой палаты в Украине Игорь Даньков, PwC, и один из экспертов Комитета, его коллега Роберт Зелди отмечают, что в результате этого сотрудничества в Таможенном кодексе были зафиксированы следующие нововведения, предложенные экспертами Палаты:

- принцип конфликта интересов (если положение закона невозможно трактовать однозначно, решение принимается в пользу декларанта);

- предоставление таможенными органами консультаций по вопросам практического применения законодательства о таможенном деле;

- включение в раздел таможенной стоимости решений ВТО о таможенной оценке носителей с компьютерными программами и включение процентов в таможенную стоимость;

- четкое описание случаев, когда таможенные органы могут не принять задекларированную таможенную стоимость;

- требование в отношении таможенных органов аргументировать, по каким причинам не принимается таможенная стоимость, и каким образом взаимозависимость повлияла на цену сделки;

- контроль других государственных органов за перемещением товаров через границу по принципу "единого окна";

- приоритет электронного декларирования;

- внесение изменений в таможенные декларации и ответственность;

- некоторые аспекты предварительного декларирования и подачи дополнительной декларации;

- некоторые аспекты применения таможенных режимов, деятельности таможенных брокеров;

- закрепление принципа "самостоятельного раскрытия", при котором импортеры будут освобождаться от ответственности, если самостоятельно задекларируют товар, не задекларированный ранее при таможенном оформлении, но выявленный декларантом;

- при декларировании таможенной стоимости, импортер может задекларировать роялти, исчисляемые от продаж или прибыли, в течение 180 дней без применения штрафных санкций;

- временный ввоз с частичным освобождением от таможенных платежей разрешен для любых товаров, не подпадающих под полное освобождение (сейчас — только для товаров, ввозимых для производства и выполнения работ);

- исключительный перечень оснований, при которых таможенный орган может требовать дополнительные документу для подтверждения таможенной стоимости, а также исключительный перечень случаев, когда таможенный орган может отказать в признании таможенной стоимости по цене договора;

- ряд решений Технического комитета по таможенной оценке ВТО, в том числе, относящихся к определению таможенной стоимости товаров, импортируемых по договорам финансового лизинга, а также решение, которое относится к определению таможенной стоимости носителей с программным обеспечением.

Игорь Даньков считает, что надлежащее выполнение норм Таможенного кодекса способно в корне изменить основы работы таможенных органов в Украине и бизнесу очень хотелось бы видеть, как эти нормы заработают. Вместе с тем, в документе остается достаточное количество положений, требующих существенной доработки.

"Одним из ключевых разделов Кодекса является раздел, посвященный таможенной стоимости товаров. В редакции этого раздела, учитывающего некоторые предложения Американской торговой палаты, установлено несколько ограничителей, затрудняющих произвольное определение таможенной стоимости таможенными органами. В частности, речь идет о требовании обоснования, почему заявленная стоимость не может быть принята", — отмечает Даньков.

Однако, в целом, раздел о таможенной стоимости требует доработки. В частности, необходимо учесть Решение Всемирной Торговой Организации о случаях, когда таможенные администрации имеют основания сомневаться в достоверности или точности задекларированной стоимости. "В этом документе речь идет именно об обоснованных сомнениях. Соответственно, прежде чем не принимать задекларированную стоимость, таможенный орган должен объяснить почему. Если этот механизм будет введен в полной мере, тогда у декларанта появится больше возможностей оспаривать неправомерные решения о корректировке таможенной стоимости, если такие решения являются необоснованными и таможенный орган не может объяснить причину корректировки", — говорит эксперт.

Важным аспектом является и доработка порядка проведения консультаций между таможенными органами и декларантом для обмена информацией с целью выбора адекватного метода определения таможенной стоимости, в случае, когда таможенный орган аргументировано доказывает, что таможенная стоимость не может быть определена по цене сделки.

"В таком диалоге между декларантом и таможенными органами очень бы помогла открытость "таможенной базы" Государственной таможенной службы Украины. По нашему мнению, сохраняя конфиденциальность, можно достаточно широко открыть базу с тем, чтобы и декларант мог видеть соответствующую информацию, содержащуюся в ней. Это значительно сузит возможности манипулирования сведениями, находящимися в этой базе", — подчеркивает Даньков.

Вместе с тем, по мнению экспертов Американской торговой палаты, если все же возникает спор по таможенной стоимости и товар выпущен под гарантии, то они не должны подлежать оплате до вынесения окончательного решения (в том числе судом).

"Мы выступаем за прозрачный, простой и гибкий механизм включения роялти и иных платежей (например, стоимости инженерных работ и т.д.) в таможенную стоимость. Здесь не должно быть серых областей. В плане расчета таможенная стоимость должна быть прозрачной с четкими алгоритмами", — считает Даньков.

Американская торговая палата также выступает за скорейшее внедрение механизма электронного декларирования с предоставлением минимума документов (контракт плюс счет). Если же у таможни возникает желание посмотреть другие документы с целью развеять свои обоснованные сомнения — это можно делать в процессе проверок после выпуска товаров. В случае если нет документально подтвержденных данных о таможенном мошенничестве или явном занижении таможенной стоимости (тоже документально подтвержденном), товар должен оперативно выпускаться, а споры переноситься на потом.

Эксперты обращают серьезное внимание и на многочисленные нормативно-правовые акты, необходимые для внедрения нового кодекса. Многие из них еще не утверждены, хотя важность обеспечения их полного соответствия нормам кодекса крайне высока. Американская торговая палата намерена внимательно следить за тем, как кодекс начнет работать и оперативно выступать с инициативами по корректировке тех или иных положений, которые будут препятствовать его полноценной работе.