Мнение: Язык подарков

«Кто умеет дарить, тот умеет жить», — гласит китайская мудрость. Попробуйте с этим поспорить. История корпоративного подарка измеряется тысячелетиями. Все началось с даров, которые вожди племен преподносили друг другу

нашем тысячелетии, например, раздавая подарки соратникам и вождям, свое политическое влияние и престиж увеличивали колонизаторы. Думаю, что не надо даже говорить, как важны были такие подарки. И ведь согласитесь, с тех времен многое изменилось по форме, но суть осталась та же. Например, что подарок должен соответствовать иерархическому уровню того, кому он преподносится. И если компания преподносит подарок сотрудникам, то для служащих одного ранга они должны быть равнозначными.

В современном мире бизнеса подарок активно используется, для того чтобы поднять деловые отношения на новый уровень либо до основания их разрушить.

Мы опросили около сотни компаний на предмет того, что они собираются дарить партнерам, клиентам, чиновникам и своим сотрудникам. Спрашивали также, что хотели бы топ-менеджеры и бизнесмены получить в подарок от своих партнеров по бизнесу. Интересовались, какой подарок рядовые сотрудники ожидают от своих коллег или работодателя.  

Оказалось, самым популярным корпоративным подарком станет алкоголь. Разнообразную импортную либо отечественную алкогольную продукцию будут дарить и партнерам, и клиентам, и чиновникам, и коллегам.

Интересное наблюдение. От бизнес-партнеров такой подарок приветствуется. Разумеется, предполагается, что дарить будут дорогой импортный коньяк, виски, коллекционное вино или отечественную водку премиум-класса. А вот от коллег или работодателя такой подарок мало кто назвал ожидаемым. «Как правило, самые удачные подарки — те, которые учитывают личность адресата, его увлечения и вкусы, и либо просто дарят положительные эмоции, либо наверняка пригодятся владельцу (например, если это отменное шампанское или большой вкусный торт). Иногда не обязательно искать что-то экстраординарное и «не такое, как у всех» — достаточно просто узнать о том, что любит человек и постараться сделать ему приятное», — считает Евгения Панкратьева, генеральный директор PR-агентства Noblet Media CIS.

Самым желанным подарком от партнера по бизнесу были названы книга или диск, особенно если это что-нибудь дефицитное. Вот тут хочется вспомнить один занимательный случай. Этой весной британская пресса пестрила заметками и статьями на тему, что подарил президент США Барак Обама королеве Елизавете и премьер-министру Великобритании. А подарил американский президент королеве iPod c видео и фотографиями, отснятыми во время визита ее величества в Соединенные Штаты в 2007-м. Гордон Браун получил в подарок 25 DVD-дисков. Этот подарок вызвал наибольшее количество всевозможных журналистских пассажей: от убогости подарка до «не намек ли это…».

Ведь, и правда, каждый подарок что-то, да значит. Прежде всего, как вы относитесь к тому, кому вы его дарите.

Как уже упоминалось, мы спросили у руководителей высшего звена, что бы им хотелось получить в подарок от компании или коллег по работе. Заполнявшие нашу анкету менеджеры продемонстрировали свою рациональность. Они в большинстве своем игнорировали дорогие позиции в качестве желаемых подарков от работодателя и коллег. Такие подарки, как путешествие, ювелирные изделия, часы, хрусталь или фарфор, набрали минимальное количество голосов. В то же время мало кто обрадуется и бесполезным безделушкам.

А вот с подарочным ваучером или сертификатом, если думаете о том, что подарить коллеге, вы, скорее всего, не прогадаете. Их наши респонденты приветствуют даже больше, чем билеты на новогодние концерты или флаера в рестораны. Видимо, дело в том, что ваучер дает больше возможностей для выбора.

ЧТО УКРАИНСКИЕ КОМПАНИИ БУДУТ ДАРИТЬ ПАРТНЕРАМ И КЛИЕНТАМ НА НОВЫЙ ГОД И РОЖДЕСТВО, %

Импортный алкоголь

33

Канцелярские принадлежности

24

Отечественный алкоголь

23

Кондитерские изделия или продукты питания

22

Сувениры

19

Подарочные ваучеры

15

Мелкая электроника и аудиотехника

15

Часы

14

Книги, диски (ПО, фильмы, музыка)

11

Произведения искусства

10

Билеты на концерт или новогоднее шоу, флаер на посещение ресторана или клуба

7

Композиции из живых цветов, растения

6

Ювелирные изделия

4

Парфюмерия

3

Кожаные изделия (портфель, папка, портмане и т.п.)

3

Изделия из хрусталя, фарфора

2

Сигары и сигарные аксессуары

1

Новогодний тур

1

Ноутбук, лэптоп

0

Средства связи (смартфон или мобильный телефон)

0

Другое

22

Не планируют дарить подарки либо не готовы ответить

7

ЧТО БИЗНЕСМЕНЫ И ТОП-МЕНЕДЖЕРЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ В ПОДАРОК ОТ ПАРТНЕРОВ ПО БИЗНЕСУ, %

Книги, диски (ПО, фильмы, музыка)

26

Импортный алкоголь

22

Произведения искусства

21

Канцелярские принадлежности

20

Мелкая электроника и аудиотехника

19

Кондитерские изделия или продукты питания

18

Билеты на концерт или новогоднее шоу, флаер на посещение ресторана или клуба

16

Композиции из живых цветов, растения

15

Подарочные ваучеры

12

Ювелирные изделия

11

Изделия из хрусталя, фарфора

10

Часы

9

Сигары и сигарные аксессуары

9

Средства связи (смартфон или мобильный телефон)

8

Кожаные изделия (портфель, папка, портмоне и т.п.)

8

Отечественный алкоголь

7

Новогодний тур

7

Парфюмерия

5

Ноутбук, лэптоп

4

Сувениры

2

Другое

4

Не ожидают подарков либо не готовы ответить

30