Мнение: Когда будет розница, будет фешн-бизнес

Сегодня самое главное в Украинской неделе моды — то, что она проходит. Причем походит в формате европейских недель прет-а-порте
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

UFW достаточно серьезно котируется в справочниках Недель моды. Ведь не каждая столица даже серьезного европейского государства может себе позволить иметь Неделю прет-а-порте.  

Конечно, первенство Парижа, Милана, Лондона и Нью-Йорка никто не оспаривает. И не стоит ожидать, что когда-нибудь Украина станет законодательницей мод в мире. Этого никогда не было и не будет. Главная задача Украинской Недели моды — работать на внутренний рынок.

Но, к сожалению, фешн-индустрия и Украинская Неделя моды не всегда совпадают. Сейчас о негативе в фешн-индустрии говорят многие модные дома. Они страдают от того, что стало меньше заявок на индивидуальный пошив, а ведь именно VIP-клиентура приносит основной доход большинству наших дизайнеров. Но кризис — это не сплошной негатив.

Есть и позитивные для отечественных дизайнеров изменения. Раньше, открыв магазин на Крещатике, как это сделала, например, Оксана Караванская, или на Бессарабке, как Виктория Гресь, дизайнеры не могли потянуть его содержание. Потому что собственники торговых площадей каждый год в разы подымали аренду. А такого ни один бизнес, только-только становящийся на ноги, не выдержит.  

Сейчас могу ответственно сказать, что дефицита торговых площадей нет. Напротив, есть профицит. А значит, можно брать и в разы или даже в десять раз дешевле открывать свои дизайнерские магазины.

Отечественные производители могут воспользоваться и еще одной ситуацией: сейчас многим бутикам не хватает товара — эксклюзивного, интересного.  Потому что произошло уменьшение импорта одежды из-за роста курса доллара и евро, из-за сложности при растаможке.

И некоторые этим уже воспользовались. Самый масштабный пример, который я знаю, это сотрудничество молодого дизайнера Галеба Аль-Маали с компанией «Дизайнерский Центр», оператором торговой марки TSCity (это первый украинский бренд модной одежды. — «ДЕЛО»). Дизайнер участвовал в предыдущих Ukrainian fashion week, его заметили. Сейчас коллекция осень-зима 2009-2010, которую он разработал для TSCity, уже представлена в 8 магазинах и активно продается. Это, пожалуй, самый масштабный проект, который я знаю, коллекция состоит из 12 тыс. единиц, а это 120 моделей.

Еще один хороший пример — сотрудничество Ирины Каравай c сетью магазинов «Арго». Представители сети также увидели коллекцию дизайнера на Неделе моды и сделали ей заказ. Ее одежда под брендом Nota Bene &Karavay была представлена рядом с брендами Mango, Castro и др.

Но это пока лишь отдельные примеры. Говорить же об украинской  фешн-индустрии возможно будет только тогда, когда вещи наших дизайнеров будут продаваться в рознице постоянно и большими партиями. Пока же этим никто не может похвастаться, как и сетью собственных магазинов.

Но именно сейчас для этого есть все предпосылки. У нас хорошая традиция дизайна, конструкторов, технологов, швей. И хотя кризис в легкой промышленности начался гораздо раньше и она сдавала свои позиции под натиском импорта, китайского, турецкого и др., традиции еще не окончательно убиты.

А вот традиции раскрутки модного бренда, сети магазинов одежды, понимания своей целевой аудитории у нас нет. Потому сейчас большинство фабрик работает по давальческим схемам на Запад. И очень маленькое количество — на внутренний рынок. Фабрикам не интересно брать заказ на десятки, в лучшем случае, на сотни единиц. Пока дизайнеры не выйдут на заказы в 300, а лучше 500 единиц и больше, их бизнес не будет серьезным.

Александр Соколовский

генеральный директор группы компаний «Текстиль-Контакт», основатель Ukrainian fashion week (UFW)

Читайте также:

Российские продавцы одежды массово покидают рынок

Элитная портниха