Морской круизный лайнер может стоить до 150 млн. евро

Президент круизной компании «Червона Рута» Юрий Соколов рассказал «Делу», сколько стоят круизные лайнеры и чем отличаются их клиенты от обычных туристов

Юрий, расскажите, туристы, предпочитающие круизный отдых, — это какая-то отдельная каста?  Чем они отличаются от обычных путешественников?

Отличительная особенность наших туристов на круизах по Днепру и Черному морю — их колоссальный туристический опыт, так как Украина не является их первым выбором и рассматривается скорее как возможность получить более полное представление о восточноевропейских культуре и истории. А вот отличительной особенностью наших туристов на круизе одного дня на теплоходе Rosa Victoria являются их искушенность и повышенная потребность в романтической обстановке. 

Туристы из каких стран чаще заказывают у вас круизы?

За 20 лет работы мы обслужили более 100 тыс. туристов из 32 стран мира. Наибольшее их количество приезжает из Германии, Франции, Испании и США.

Уже наверняка есть постоянные клиенты?

Да, конечно. Некоторые из наших туристов возвращаются к нам на круизы уже 10 и более раз.

Какие корабли находятся в вашем распоряжении?

Сейчас мы оперируем тремя круизными теплоходами «Принцесса Днепра», «Звезда Днепра» и «Генерал Ватутин». В прошлом году мы представили на украинском рынке новый трехпалубный теплоход класса «круиз одного дня» Rosa Victoria. Его основное отличие от классических круизных кораблей — отсутствие кают для ночлега; соответственно, круиз начинается и заканчивается в один день.

Сколько стоит круизный теплоход?

Новый речной круизный теплоход на 150-200 человек, спроектированный и построенный на верфи в Европе, будет стоить от 12-16 млн. евро.Знаю, что дальнемагистральные суда, например, для осуществления круизов в Турцию, стоят очень дорого.

Не собираетесь купить корабли такого формата и совершать круизы по Черному морю?

Новый круизный лайнер на 2-5 тыс. человек, способный пересекать моря и океаны, может стоить в среднем от 60 до 150 млн. евро. Принцип работы морского и океанского круизного бизнеса несколько отличается от речного круизного бизнеса. Наши теплоходы не рассчитаны на столь длинные путешествия через открытое море, в связи с чем мы не планируем совершать круизы в Турцию. Тем не менее мы совершаем краткосрочные переходы через Черное море в Крым и через дельту Дуная с посещением таких населенных пунктов, как Измаил, Вилково и Тульча (Румыния).

От чего зависит стоимость круиза и что в нее входит?

Стоимость круиза зависит от уровня номера, палубы и насыщенности экскурсионной программы. Так, например, наиболее доступный номер с минимумом экскурсионной программы обойдется для туристов в $500 за 10 дней, тогда как более комфортабельный номер на самой высокой палубе с максимальной экскурсионной программой будет стоить $800. В стоимость включено проживание в каюте, трехразовое питание, экскурсионная программа и развлекательная программа на теплоходе.

Правда, что наличными на лайнере нельзя рассчитываться, а только специальной круизной карточкой?

Для комфорта туристов мы используем отельную систему взаиморасчетов, которая позволяет фиксировать все расходы в баре и ресторане, а также по экскурсионной программе на номер туриста, для последующей оплаты сведенного счета в конце круиза.

В последнее время круизный туризм активно развивает ся во всем мире. Это является показателем рентабельности данного бизнеса?

Рентабельность бизнеса в круизной отрасли напрямую зависит от уровня инфляции, так как мы являемся и отелем, и рестораном, и развлекательным центром, и нам для работы нужно покупать еду, напитки и топливо, цены на которые продемонстрировали значительный рост за последний год. А последние тенденции в экономике и наличие серьезной конкуренции не позволяют нам говорить о высоком уровне рентабельности в круизном бизнесе в Украине.

Украинский рынок круизной туриндустрии отличается высоким уровнем конкуренции, или нам еще очень далеко до мировых показателей?

По данным нашего анализа, предложение в отрасли превышает спрос приблизительно на 20%. В связи с этим цены на свои услуги мы увеличиваем очень осторожно, и не более чем на 2-3% в год, что в значительной степени снижает нашу прибыльность.

Насколько снизился спрос на ваши услуги в период кризиса?

С конца 2008 года ощущается спад спроса со стороны иностранных туристов на туристические услуги в Украине. Достигнув нижней точки в 2009 году, рынок стабилизировался. За этот период рынок въездного туризма сократился на 15%. Мы ожидаем, что оживление туристического рынка в Украине, начавшееся в прошлом году, продолжится и в этом, а более значительный рост будет продемонстрирован в 2012-м, в значительной мере благодаря проведению Евро-2012.

Планируете к Евро-2012 вводить какие-то дополнительные маршруты?  Мы планируем поставить один теплоход у причала в Киеве и использовать его в качестве отеля на период проведения Евро-2012.

Вы уже столько лет работаете на этом рынке, можете как специалист дать прогноз развития круизной отрасли в Украине?

Мы ожидаем постепенный рост интереса к Украине как к туристическому направлению среди иностранных туристов. Туристический бизнес, как любая другая отрасль, постоянно развивается. Мы ощущаем определенный развивающийся спрос на другие виды круизов. Один из них — это круизы одного дня. Такие круизы являются одним из наиболее изысканных и романтичных видов отдыха в Европе и США. Еще одна тенденция, которую мы ощущаем, — это потребность в новых современных круизных теплоходах четырехзвездочного уровня.