Новые правила работы аптек: все "за" и "против"

Анна Бигдан, директор сети аптек "Пани Аптека", уверена, что новые правила работы аптек обернутся дополнительными затратами как для бизнеса, так и для потребителей
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В последнее время наблюдаются тенденции сильной опеки фармацевтической сферы государством. В прошлом году согласно постановлению Кабинета Министров, в Украине ввели пилотный проект по установлению референтных цен на лекарства, предназначенные для гипертоников. Вице-премьер министр Николай Азаров лично проверял и оценивал, как выполняется данная программа, в том числе посещал и одну из аптек. После успешного старта, проект не только продлили на 2013 год, но и рассматривают возможность расширить программу на лекарства, применяемые при лечении сахарного диабета.

Посредствам ряда нормативно правовых актов государство пытается отрегулировать качество поставляемых на рынок Украины лекарственных препаратов (GMP и GDP) и повысить качество предоставляемых фармацевтических услуг (GPP). В соответствии с этим МОЗ Украины недавно разработало очередной проект "О внесение изменений в Лицензионные условия ведения хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой и розничной торговли лекарствами". Проект выложен на сайте МОЗ Украины для публичного обсуждения, и предложенные в нем изменения не могут оставить равнодушными ни представителей аптечного рынка Украины, ни самих потребителей.

Сам нормативно-правовой акт нацелен на защиту рынка Украины от фальсифицированных лекарственных средств и на дополнительное регламентирование хозяйственной деятельности субъектов фармрынка, в частности пункт 1.3. касательно деятельности аптечных пунктов или 2.6. о Лицензионных условиях касательно выдачи кассового чека на полную сумму проведенной операции… При этом отдельные пункты данного проекта вызывают вопросы, сомнения и как минимум требуют более детального изучения и анализа перед внедрением.

Неоднозначной можно назвать инновацию внедрения нормы пешеходной доступности к аптеке (расстояние между аптеками должно быть не меньше 300 м в городах с населением больше одного миллиона человек и 500 м в городах с населением меньше одного миллиона человек). По мнению чиновников, это должно остановить хаотическое открытие новых аптек "двери в двери". Как утверждают представители власти, на рынке сейчас очень высокая конкуренция, которая приводит к сокращению оборота и к ухудшению качества обслуживания и если убрать слишком высокую конкуренцию на определенном участке, то рентабельность бизнеса вырастет, а качество обслуживания улучшится.

Могу согласиться с тем, что рентабельность бизнеса однозначно вырастет, но что касается качества обслуживания — лично у меня вызывает большое сомнение, тот факт, что оно улучшится.

Что получит в результате конечный потребитель? Вопрос скорее риторический. Сейчас количество аптек на один квадратный метр действительно немаленькое и конкуренция довольно плотная. Сегодняшний потребитель очень чувствительный к ценам, поэтому чтобы его отвоевать, конкуренты проводят целые программы лояльности, предлагают скидки на товар, и отдают должное внимание качественному сервису. Из спокон веков конкуренция порождала качество и снижение цен. Более того, до конца остается непонятным сам механизм внедрения данной нормы — каким образом орган Лицензирования будет высчитывать пешеходную доступность между аптеками.

Также, согласно с проектом МОЗ, на каждые десять аптек одной сети необходимо организовать одну аптеку с правом изготовления лекарственных препаратов. Здесь важно понимать и учитывать, что комплектация аптеки, которая изготавливает лекарственные средства — слишком ответственная, кропотливая и затратная процедура, которая жестко регламентируется законом.

Чтобы укомплектовать функционирующую аптеку необходимым оборудованием нужно дополнительно вложить около 200-250 тысяч гривен. И что важно — для должного функционирования изготовления лекарств в условиях аптеки, в Украине не должно быть дефектуры сырья. В противном случае говорить о качественном функционирование изготовления лекарств в условиях аптек не приходится.

К тому же, для внедрения этой нормы нужно время, чтобы возобновить процесс работы врачей и аптек в связке друг с другом по экстемпоральной рецептуре. Кроме того, согласно данному проекту, субъекту хозяйственной деятельности, имеющему десять и более аптек, необходимо открыть одну аптеку в сельской местности. При написании данной нормы госорганы руководствовались фактом отсутствия аптек в маленьких населенных пунктах и возможностью решить проблему доступности лекарственных препаратов в любом уголке Украины.

Но будет ли достигнута эта цель путем внедрения данного пункта? Здесь важно понимать, что аптечные сети, чтобы рассчитывать хоть на какую-то рентабельность будут стремиться открывать аптеки в селах, с большим количеством проживаемых и с более высоким уровнем дохода на душу населения, то есть в селах расположенных поближе к большим областным центрам. Это может привести к тому, что в больших селах откроется по несколько аптек, а маленькие села с населением до 500 человек, скорее всего, как были без аптек, так без них и останутся. К тому же, такие изменения в законодательстве могут привести к дополнительному риску, а именно к делению сетей на несколько маленьких субъектов хозяйственной деятельности (до десяти аптек в сети), чтобы избежать открытия обязательного, но нерентабельного объекта.

В целом, основная проблема большинства предлагаемых норм в том, что достоверно не понятен факт, как эти нормы рассчитывались и каким будет механизм их реализации. Никто не проводил исследований и не делал анализ последствий таких ограничений и изменений. В результате, мы получаем еще одни обязательные нормы, к которым приходится адаптироваться и подстраиваться, как фармацевтическим предприятиям, так и простому обывателю, получая по факту не взаимные выгоды, а дополнительные затраты.