Обучение в США — "новый Мерседес" для украинского среднего класса

Инвестиции в образование — это "новый Мерседес" для украинцев, которые поняли, что любые другие инвестиции не настолько выгодны
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Обучение в американском или британском университете — это новый способ выгодно вложить деньги, считает Майкл Лоусон, заместитель директора по рекрутингу американских университетов в Shorelight Education, глава направления по работе со странами СНГ британской правительственной стипендиальной программы Chevening.

По его мнению, инвестиции в образование — это "новый Мерседес" для украинцев, которые поняли, что любые другие инвестиции не настолько выгодны, а покупать дорогие машины одну за другой, как это было принято до недавнего времени, — бесполезное занятие.

Майкл Лоусон рассказал Delo.UA об особенностях американского отношения к системе университетского обучения, проблемах мышления украинских студентов, о том, для чего нужна программа внедрения студента в среду в рамках известных вузов США — Florida International University (Международный Университет Флориды) и University of Central Florida (Университет Центральной Флориды). Он также рассказал о значении глобальных университетских брендов на рынке мирового образования.

Допустим, университет — аналог компании. Как университеты зарабатывают в США?

В Америке все своеобразно и немного иначе, чем в других странах. В США существует четыре источника университетских доходов. Первый источник — это финансирование, которое поступает в рамках бюджета того или иного штата. Второй источник — пожертвования выпускников как часть своеобразной университетской культуры Америки. Мои коллеги в США каждый год платят определенную сумму своему университету, и речь идет о тысячах долларов.Третий источник — корпоративные исследования и корпоративное спонсорство. Например, в Международном Университете Флориды и Университете Центральной Флориды работают огромные исследовательские лаборатории для EA Sports. Обе стороны получают свои плюсы. Мы получаем инновационную экспертизу, бренд этой компании ассоциируется с нашим университетом, они дают нам некоторое количество рабочих мест. А компания взамен получает помощь наших исследователей, которые работают в сотрудничестве с их специалистами. Кроме того, наши студенты могут устраиваться в компанию на работу. Таким образом, университет сотрудничает со многими. Например, с Siemens Computers. Эти компании представляют определенный поток доходов.Существует еще один источник доходов университетов — так называемый "независимый инвестиционный фонд", который выпускники и заинтересованные лица создают ради поддержания деятельности университета и инвестирования в его развитие. Но один из наиболее важных источников — плата за обучение от международных и местных студентов. С точки зрения платы за обучение существуют различные уровни цен. Низкий уровень оплаты рассчитан на людей, происходящих из штата, в котором находится университет. Например, в Международном Университете Флориды и Университете Центральной Флориды только жители Флориды имеют право платить за обучение самую низкую цену (это около $8 тыс. в месяц). А сумму, которую заплатил бы за обучение в университетах Флориды, например, студент из Украины, заплатил бы и студент из Нью-Йорка (около $22 тыс.). Для таких студентов предполагается повышенная цена по той причине, что в своем штате они не платят налоги, позволяющие содержать университет другого штата.

Замечательно, а как вы рекламируете университеты?

О здесь столько трудностей! Мы работаем с прессой, наведываемся в школы, сотрудничаем с образовательными агентствами, которые помогают искать студентов, посещаем образовательные выставки. В Украине мы участвовали в большом количестве таких выставок, сотрудничаем с the Education USA (сеть финансированных государством агентств, которые работают по всему миру и предлагают студентам возможности обучения в США), сотрудничаем с местными школами. Но в результате всей этой активности, всех этих усилий студенты все равно приходят по личным рекомендациям. Они приходят по такому принципу: одна украинка сказала лучшей подруге о том, как ей нравится в американском университете, а та сказала другой подруге, как ее лучшей подруге нравится в американском университете. И вот к нам приходит новый студент.

Это верно только для Украины, или для других стран тоже?

Это верно для всех. Все страны разные, но Украина — очень общинная страна. Люди много общаются друг с другом. Ведь наши программы недешевые. Они рассчитаны на средний класс украинцев, точнее, верхнюю его прослойку. В этой прослойке люди ходили в одну школу, едят в одном ресторане, ходили на одни вечеринки, они делятся впечатлениями, и это наилучший способ распространять информацию. Да, у нас очень качественный продукт — университет с отличной репутацией. Нам просто нужно быть рядом, чтобы нас видели, находиться в поле зрения и напоминать о себе. Для этого требуется определенное время. Мы работаем с украинским рынком шесть лет, а для университета это ничто, но уверен, через двадцать лет все еще будем здесь. Ведь мы представляем глобальный бренд. Часто студенты говорят мне: "Послушайте, в Канаде намного дешевле". Тогда я отвечаю: "Ладно, но назовите мне хотя бы один канадский университет". И они теряются. Назовите мне хотя бы один новозеландский университет или австралийский университет. Я бьюсь об заклад: вы сходу сможете назвать хотя бы один американский или британский университет. Вот почему глобальные бренды университетов будут постоянно на слуху. И вот почему образование в Великобритании и США настолько важно. Дело не только в том, какая там система обучения, но и в получении добавочной стоимости от этого обучения. В добавочную стоимость включается практический опыт, стажировка, практика студенческой работы, отношения с работодателем, социальный аспект обучения, владение английским как языком делового общения, и дело не только в получении степени. За те немаленькие деньги, которые потратите на обучение, вы будете получать возврат каждый день всю свою последующую жизнь.

Если говорить об отдельных направлениях обучения в американских университетах, украинские студенты предпочитают какие-то конкретные направления всем прочим?

Успехом всегда пользуется программирование, бизнес, проектирование. Но дело в том, что если вы специализируетесь на определенных дисциплинах, таких как бизнес или искусство, вы получаете возможность оставаться в Америке на протяжении 12 месяцев после окончания обучения. Но если специализируетесь на таких дисциплинах, как наука, технологии, проектирование (инженерия) и математика, вы можете оставаться в Америке на протяжении 27 месяцев. Потому если мечтаете о том, чтобы оставаться в этой стране, жить в ней и работать, вы предпочтете дисциплины списка STEM (наука, технологии, инженерия, математика). В Америке существует множество рабочих мест в этих областях, люди с такими специализациями крайне востребованы. А в этой части мира предметы STEM преподают отлично. Студенты из Украины преуспевают в математике, науках, и намного лучше, чем их американские коллеги, потому что этим предметам вашей стране хорошо обучают. Правда, украинцы теряются в других дисциплинах, но в математике и науках успевают отлично.

А с какими предметами у украинских студентов проблемы?

Со всем, что требует самовыражения. Приведу пример. В нашем университете недавно училась студентка из Украины, она прекрасно успевала в точных науках, но однажды получила задание для промежуточного экзамена снять о себе видео. Она даже не представляла, что делать. Украинская программа обучения принципиально отличается от американской. Разница заключается в том, что в Украине вас учат, что учить. А в США вас учат бросать вызов тому, что вы учите, вас учат думать, а не только учиться. Ведь в ином случае трудно будет развиваться далее. Если никто не будет бросать вызов знаниям, ставить их под сомнение, не будут создаваться новые вещи. Мы учим людей думать самостоятельно, выходить за собственные рамки, думать более открыто и выразительно.

Это можно назвать креативным мышлением.

Точно. Большая часть того, что мы делаем — именно это, мы учим людей креативному мышлению. Украинская система обучения предполагает учиться-учиться-учиться, она предполагает, что существует только один правильный ответ. Американская система работает иначе. Она спрашивает: "Что думаете именно вы?", "Докажите вашу точку зрения". В Международном Университете Флориды и Университете Центральной Флориды мы разработали специальную программу помощи иностранным студентам, которая работает именно на это. В результате ее работы студенты из Украины проходят все обучение, которое проходят их американские коллеги, но у них параллельно с этим есть и дополнительные занятия, которые помогают изменить способ мышления, понять, чего от них ожидают в рамках американской системы обучения. Я уже наблюдал такие проблемы ранее. Иностранные студенты впервые попадают в американский университет — и буквально тонут. Они не знают, куда бежать, чем заниматься, все создает трудности, они теряются. Им трудно даже попросту зарегистрироваться на курс или попасть в класс. Наша вводная программа для иностранных студентов просто облегчает эту ситуацию, делая внедрение в среду простым, с тем чтобы иностранные студенты могли сосредоточиться на обучении, а не на культурных изменениях.Иногда студенты не испытывают трудностей с академическим внедрением в среду, но им тяжело в плане социальном — коммуницировать с другими, участвовать в университетской жизни. Мы пытаемся помочь и в этом, чтобы создать у студентов ощущение принадлежности к чему-то исключительно замечательному. Ведь именно так чувствуют себя американские студенты — частью чего-то замечательного. У вас в Украине этого нет. В Америке студенты чувствуют себя частью чего-то большего, они со страстью относятся к своему университету. И это подчеркивается не только академическими успехами, но также спортом, культурой. Например, все выпускники возвращаются в обязательном порядке на неделю, чтобы провести время в университете во время игр их баскетбольной или футбольной университетской команды. Именно отсюда происходит поток пожертвований от выпускников. Выпускники жертвуют на развитие своего родного университета в течение двадцати-тридцати лет подряд после окончания. Поскольку чувствуют, что они — часть своего университета. Такова определенная черта американской университетской культуры.