Отчего власть так не любит средний класс?

Политики своим приходом во власть обязаны двум категориям населения. Богатым людям, которые финансируют избирательные кампании, и бедному населению – основе электората.

что не он ее выбирает.

Для начала анекдот. Автолюбители из Америки, Франции и Украины встретились на том свете и рассказывают о своем последнем дне. «Я выиграл в Лас-Вегасе миллион долларов, – говорит американец, – там же купил спортивную «Феррари», решил опробовать ее возможности, не справился с управлением и слетел с дороги». Француз напирает на романтику: мол, ехал в кабриолете с прекрасной блондинкой, потерял голову от ее чар, расслабился и въехал в столб. Украинец долго отнекивался, но наконец выдал и свою грустную историю: взял кредит на «Ланос» и умер с голоду.

Могу поспорить: в стране, где цены на автомобили одни из самых высоких в Европе, такие анекдоты возникают не на пустом месте. Хотя концовка могла бы быть и другой, но праздник на улице отечественных автолюбителей был недолгим. Снижение пошлин (и, соответственно, цен) на импортные автомобили до 10% стоимости – первый вкусный блинчик, замешанный на тесте ВТО, пошел комом спустя пару недель. Несмотря на политический кризис, недееспособную коалицию, борьбу всех против всех и т. п., парламент проявил редкое единство и восстановил «статус-кво» – 25%-ная пошлина на ввоз иномарок просуществует минимум до Нового года.

Все вроде спокойно. Автолюбители и те, кто только готовится ими стать, покритиковали власть на специализированных форумах и замолчали – складывается впечатление, что они изначально не верили, что цены у нас могут снижаться в принципе. Торговцы импортными автомобилями, еще пару дней назад обклеившие свои салоны объявлениями о 10%-ных дисконтах, готовятся вернуться к старым ценникам. Автопромышленники ликуют: благодаря эффективным лоббистам, они получили еще полгода передышки и возможность «скорректировать» выбор потребителей в пользу своей продукции. Впрочем, обвинять их во всех смертных грехах или нерыночных методах работы вряд ли оправдано: они всего лишь зарабатывают деньги в тех условиях, которые создала для них власть. Или они сами создали эти условия для власти – не столь важно, судя по результатам.

Примечательный момент: парламентарии проявили редкое участие к расходам богатых покупателей – для автомобилей с двигателем более 2,2 литра, а такие машины редко стоят менее 50 тысяч долларов, пошлину оставили на прежнем 10%-ном уровне. Чтобы не очень потратились толстосумы. А вот средний класс может заплатить за иномарку и все 25% пошлины – зачем ему экономить?

Я вот подумал: может, это месть такая специфическая? Политики своим приходом во власть обязаны двум категориям населения. Богатым людям, которые финансируют избирательные кампании (кстати, именно они ездят на машинах с двигателями более двух литров), и бедному населению – основе электората. Тем, кто не думает о собственном транспорте и для кого доплата к пенсии в двести гривен, продовольственный паек или 1000 гривен компенсации по обесцененным вкладам является существенным фактором выбора в пользу того или иного политика. Первым вот снизили цены на машины, вторым обещают еще доплат и пайков. Средний класс тут как-то выпадает – страна не дозрела до либеральной идеи, любят по этому пово-ду мудрствовать политологи.

А раз не дозрела, чего же ожидать от власти защиты чуждых ей интересов?