Питер Гринуэй: "Кино умерло. Да здравствует кино!"

Великий провокатор Питер Гринуэй прогнозирует неизбежную смерть кинематографа. Но это его ничуть не расстраивает. Знаменитый британский режиссер верит в силу цифровых технологий

Накануне IV Международного Одесского кинофестиваля Delo.ua публикует интервью знаменитого седовласого кинохулигана Питера Гринуэя.

"Кино умерло!" — провокационно заявляет командор Ордена Британской империи, а так же художник, писатель, либреттист, куратор многочисленных выставок. Но это его ничуть не расстраивает. Так как только теперь, с развитием высоких технологий, родится настоящее кино, Потому что все, что было до этого — просто обслуживание литературы, считает Гринуэй

И он это не просто декларирует но и демонстрирует миру свои новаторские работы — синергию видео, музыки, философии. При этом немаловажно, что маэстро умеет заинтриговать инвестора, готового рискнуть кругленькой суммой ради совершенно безумного на первый взгляд проекта, но зато под брендом Гринуэй.

Гринуэй называет придуманные им форматы прологом к посткино,
которое "больше, чем кино"

ВИДЕО: фрагмент синергии от Питера Гринуэя

Среди реализованных им идей — оживление великих картин, таких как "Ночной дозор" Рембранта к 400-летию художника и культовой "Тайной вечери" Леонардо да Винчи, на что пришлось получать разрешение у тогдашнего итальянского президента Берлускони.

Еще один успешный проект условно назван "Засели дворец". Этот эксперимент Гринуэй впервые реализовал в огромном королевском замке в Турине, а потом повторил в других известных загородных домах.

Кроме того режиссер Гринуей стал виджеем, чем занимается очень вдохновенно, показывая свои проекты в Лондоне в Albert Hall, в здании Ллойда.

Его проекты поражают масштабностью. Например, оживляя замки и картины, он каждый раз придумывает характеры и истории до 500 персонажам.

Или показывает видео одновременно на десятках небоскребах в Тайм-сквере в Нью-Йорке.

Освоение киберпространства

Мысли Гринуэя о последствиях цифровой революции актуальны не только для кинорынка. Ведь с развитием высоких технологий все больше и больше отраслей переживают ситуацию полной смены правил игры, а привычные законы потребления, в том числе и интеллектуального продукта, перестают работать.

ВИДЕО "Сказка для взрослых." Питер Гринуэй

Но, новые технологии дают талантливым людям безграничные возможности, в том число освоения киберпространства, считает Гринуэй. Наконец-то появиться настоящее кино, уверен он. А то, что было в предшествующие сто лет, режиссер провакационно называет "иллюстрированными сказками для взрослых".

Желание рассказать об одном из самых сильных визуальных художников мира привело Питера Гринуэя в Украину, а именно — в Одессу, где Сергей Эйзенштейн снимал свой культовый "Броненосец Потемкин". Съемки нового фильма об Эйзенштейне начались в Мексике в Рождество.

В свой приезд прошлым летом знаменитый британский режиссер принял участие в Одесском кинофестивале, где провел мастер-класс для украинских кинематографистов.

Г-н Гринуэй, вы известны своими инновациями — один из таких необычных проектов, самый известный, пожалуй, у нас — ваш фильм " Чемоданы Тульса Люпера ". О том, кино это или уже не кино бурно спорят. А ваше заявление "Кино умерло" — наверняка кинофанаты не аплодируют этому?

Да, это вызывает страшные возражения. И не удивительно. Ведь за 117 лет существования кинематографа — если вы считаете, что кино было изобретено в Париже в 1895 году, — мы привыкли к определенным впечатлениям и большинство людей этим удовлетворяется. Но сейчас у нас уже новая кинематографическая ситуация.

Она связана с тем, что мы изменил методы производства. Любой более менее достойный кинематографист больше не снимает на целлулоиде. Теперь мы все работаем в цифре. Это создало большие изменения не только в качестве материала, но и в его себестоимости, а так же в нашей маневренности.

Отношение зрителей к кино тоже меняется. Зрители, особенно молодежь, не удовлетворены традиционным кино, и даже старшее поколение меньше ходит в кинотеатры, предпочитая интернет. В чем, думаете дело?

Кинематограф за эти 117 лет очень медленно развивался и достиг очень малого. Бенджамин Франс еще в 30 годы сказал, что кино — это смесь театра и литературы, а если повезет — то еще изобразительного искусства. И так же примерно можно оценить кинематограф и сейчас.

Весь кинематограф основан на тексте. Кинематограф прочно связал себя с книжной полкой и ему очень трудно перерезать эту пуповину.

Самые известные фильмы "Властелин колец" и "Гарри Поттер" — это вобщем-то и не кино. Это иллюстрированные книги. И то же самое относится к работам всех кинематографистов, будь то Чаплин, Антониони, Гадар или наши современники Альмодовар, фон Триер.

А чем плоха для кино его привязка к тексту?

Это очень объеднило это средство коммуникации. К чему мы пришли за более чем сто лет существования кинематографа (если вы, конечно, верите, что он родился в 1895 году, потому как некоторые считают, что он зародился еще в Китае пять тыс лет до н.э.)? Стал ли кинематограф седьмым искусством?

Я думаю, что нет. Мы пришли к кинематографу, который не больше и не меньше, чем просто иллюстрированные сказки для взрослых на ночь.И это конечно очень печально, что всегда за идеями кинематограф ходит в книжную лавку. В меланхолические моменты я бы предположил, что никто еще не видел фильма. И мне кажется, что кинематограф чувствует большие проблемы в своем существовании.

Если все эти великие мастера делали, как вы говорите, не кино, а иллюстрированные книги, тогда что такое, по вашему, настоящее кино?

Чтобы ответить на этот вопрос, мне придется раскрыть свой культурный багаж: с самого раннего возраста я хотел быть художником. Потому, я больше всего ценю визуальный образ. Но при этом всегда помню, что сказал когда-то Рембрандт: "Если у вас есть глаза, это не значит, что вы можете видеть".

Так сложилось в мире, что мы с вами лучше всего можем обращаться с текстом. И это не удивительно. Ведь этому нас учат с самого раннего возраста: сначала мы учим алфавит, потом слова и уже став взрослыми, мы не устаем практиковаться, практиковаться и практиковаться, учимся, как коммуницировать с такими же, как мы. Так работает образование — восемь, десять, двенадцать лет вам говорят: бросьте мелки , краски , карандаши, уберите свои альбомы, пора уже становится серьезными.

Когда я по всему миру спрашиваю людей, приходящих на встречи со мной: "Кто из вас занимался живописью? Кто ходил в архитектурные колледжи? Кто занимался графикой? Кто изучал дизайн?" то руки поднимают примерно только 8 процентов аудитории — будь то в Америке, Австралии или в Европе.

ВИДЕО: Writing on Water, Питер Гринуэй

Забрать власть у "повелителей текста"

У Умберто Эко даже есть такой образ — "повелители текста". Именно они управляли цивилизацией в течении последних восьми тысяч лет…

Да, она управлялась теми, кто мог манипулировать людьми, используя текст. Они создали все наши святые книги. Они создали нам образцы поведения. Как запеленать ребенка или построить боевой броненосец, как нам управлять своими моралью и поведением. Все сводится к словам, словам, словам.

Но сегодня у нас существует прекрасная возможность образовать себя заново. И, наконец, постичь визуальную грамотность не только как потребители, но и как создатели нового кино, основанного на образах.

А такое новое кино примут зрители, если только 8% из них визуально грамотны?

Значит, мы должны создать программу образования оставшихся 92%. Надо внедрять такое понятие, как визуальная грамотность. Не знаю, как у вас, но обычный голландский гражданин ходит в кино один раз в два года. Почему говорю о Голландии — потому что я живу сейчас в Амстердаме.

Поколение лептопов больше не интересуется кинематографом в традиционном смысле. Кстати, они и не смотрят передачи, которые показывают по телевизору.

В мире появился совершенно новый феномен, новая "святая троица" — лептоп, мобильный телефон и камкордер. Таким образом, теперь все могут участвовать в акте творения. Это та демократическая амбиция, к которой общество стремилось — быть не только зрителем, но и творцом.

Думаете, эта утопия достижима?

Люди часто подходя ко мне, когда я снимаю, и говорят — я не могу танцевать, я не могу рисовать, я не могу петь. Но это абсолютная неправда. Каждый может рисовать, каждый может петь, писать, рисовать. И никто не просит вас делать это на Олимпийских высотах. А тот феномен , который мы сейчас имеем — с учетом социальных медиа и тех исключительных возможностей, которые нам дают новые "игрушки" — делает нас способными на многое. Мы можем сломать гегемонию кинематографа — того, какой мы знаем. Ведь теперь не надо ждать, что нам явит Голливуд или Болливуд. Произошла настоящая демократизация искусства.

Думаю, что нет смысла проливать слезы по поводу смерти кинематографа. Будущее гораздо более интересно.

От кинотеатров надо избавиться

А Вас не пугает, что люди все меньше ходят в кинотеатры?

А от таких заведений, как кинотеатры надо избавиться прежде всего. Это ненормально, когда зрители сидят в темноте, словно какие-то ночные животные, и два часа смотря на единственный прямоугольник яркого света. Гадар как-то точно заметил: "Глядя вперед, вы пропускаете две трети всего мира, который остается сзади". Так что зрителей просто вынуждают обделять свою анатомическую и физиологическую возможность воспринимать мир.

Чего еще не будет в кино будущего, кроме кинотеатров?

Я вижу четыре причины, почему кино умирает изнутри. Во-первых, кинематографу надо избавиться от тирании текста и организовать собственную художественную форму.

Во-вторых, освободиться от диктата кадра, у которого всегда четыре прямых угла да еще и строгий формат 1 к 1,3. Ведь это абсолютно искусственно придуманный феномен.

Кроме того, кинематограф — это не детская площадка для Шарон Стоун. Разумеется, дело не конкретно в Шарон Стоун, а в том, как режиссеры используют актеров и актрис. Потенциал актера очень широкий, а кинематограф использует всего несколько сантиметров.

Актеров просят, чтобы они притворялись кем-то другим. Получается, что актер — это тот, кто научился притворяться, что за ним не наблюдают. Как только он теряете это качество, он становитесь плохим атером. Но мы давно уж выросли из этого понимания и такое использование актеров надо менять.

А вот четвертая тирания, пожалуй, самая сложная. Кино должно избавиться от камеры. Это звучит парадоксально. Но камера это совершенно идиотский объект. У нее нет интеллекта. Нет никакого творчества. Как бы ни был хорош оператор и режиссер — это инструмент, который просто показывает то, что поставишь перед ним.

Эйзенштейн по пути в Мексику в 1929 году проезжал через Калифорнию, где встретил Уолта Диснея. После чего сказал, что Дисней — единственный настоящий кинематографист. Это как раз к вопросу о камере. Мультпликатор начитает творить с белого листа и ничего ему не мешает.

ВИДЕО: Фрагмент мультимедийного проекта Питера Гринуэя

То есть у анимации, по вашему, больше перспектив, чему драмы или комедии?

Некоторые считают, что если и есть будущее для обычного ортодоксального кино — то это, конечно же, будет анимация. И мы уже видим, что это происходит. Актеры жалуются, что им приходится играть вместе с мультпресонажами, а мультгерои становятся все больше похожи на людей. Так что мы действительно подходим к тому, что мультипликация может заменить кинематограф.

И думаю, что никто не будет очень-то жалеть о смерти кинематографа. Более того, мы должны быть благодарны, что это явление закончилось, потеряло энергию. И теперь мы на пороге достижения чего-то нового, потрясающего, что заставит "Касабланку" выглядеть как лекцию при свечах.

Но для этого нам нужно налить новое вино в новые бутылки, и перестать наливать новое вино в старые бутылки или старое вино в новые бутылки. Все должно быть новое.

Заселение дворцов

Вам удалось налить новое вино в новые бутылки?

То что все мои последние проекты финансировались музеями и коллекциями — уже это совершенно новое явление. Оно порождено одним важным феноменом, появившимся в Европе. Теперь представители поколения лептопов больше не хотя быть режиссерами, а хотя быть кураторами. Они хотят собирать действия нашей цивилизации, классифицировать их, делать инсталяции. И в Западной Европе сейчас существует много медиа-колледжей, которые дают возможности получить дипломы таким людям.

Одна из стран, где это проявляется особенно ярко — Италия. И мне удалось найти общую платформу с итальянцами. Музею дизайна в Милане, который каждые три года проводит триеннале, нужно было показать 45-летие итальянского дизайна. Но я предложил расширить задачу — создать олицетворение итальянского дизайна на протяжении 1000 лет.

Одна из моих идей: совершенно не обязательно делать кадр в форме четырехугольника. И я сделал один из экранов в форме Триумфальной арки. Ведь итальянцы изобрели Триумфальную арку и все важные исторические события связаны с ней. Мы сделали экраны прозрачными или полупрозрачными, очень большого размера и на их проецировалось трехмерное изображение. Я использовал все пространство, которое мне было предоставлено. Можно было ходить и смотреть на эти экраны сзади, смотреть через экраны. Как видите, все это очень отличается от традиционного кинотеатра.

Удалось заразить социум идеей подобных проектов?

Итальянцами был заказан еще один большой проект. В Турино есть знаменитый королевский дворец — Палаццо Реале. Савойская династия использовала его в качестве охотничьего замка. Замок долгое время был заброшен, потом его передали армии, а когда появились деньги — восстановили. То есть с архитектурой там стало все в порядке, но вот чего не было — это людей. И мы предложили заселить дворец.

То есть надо было вернуть людей. И сначала я придумал привлечь местных актеров и актрис. Мы их переодели в старинные костюмы того времени — там были Эдвард VIII и его 6 жен и Генрих VIII и все остальные.

Но дело в том, что этим актерам нужно было устраивать перерывы на кофе, ходить в туалет. И было заметно, что они носят нижнее белье от Marks & Spencer.

И как удалось решить проблему с аутеничностью?

Мы решили подойти к проблеме с другой стороны. Собрали 200 актеров — таких как Клаудиа Кардинале, Орнелла Мути и других кинознаменитостей — тех, что я помню еще с великих дней итальянского кино. Попросили их изобразить графинь и служанок, конюхов и кардиналов. А затем проецировали видео на стены этого гигантского дворца. У нас было около 50 главных героев, к которым мы относились как к героям фильма.

Теперь гости дворца, проходя через залы, встречают всех этих людей, которые рассказывают истории истинных обитателей замка, шутят, ссорятся. Мы установили проекционный экран на потолке и показывали королевскую кровать. И более 80 экранов были задействованы для того, чтобы показать, как протекает жизнь слуг под лестницами. Прошло уже два с половиной года, но эта демонстрация во дворце продолжается. Ту же идею мы использовали в других замках. Недавно закончили большой проект в голландском загородном доме.

Вы считаете, что это такое "заселение дворца" можно назвать кино?

Да, я бы назвал это кино, но я бы сказал, что это кино за пределами кино.

Важно, что я могу менять программу, сидя в своем рабочем кабинете в Амстердаме. Мне даже не надо являться во дворец физически. И мы можем сделать все изменения за несколько часов. Это очень мобильное современное кино, очень гибкое.

На фото: Питер Гринуэй раздает автографы на Одесском кинофестивале

Оживление шедевров

Наиболее спорные ваши проекты — так называемые "оживления" великих картин. Причем, известно, что вы работает только в оригиналами. Скажите, а были случаи, когда вашу идею отвергали?

В этом проекте мне очень хотелось создать диалог между 8 тыс. лет живописи в западном мире и 117 годами кинематографа. Пока что этот диалог происходит на низком уровне. А ведь если кино хочет быть визуальным искусством №1 , ему неплохо было бы использовать восьмивековой опыт искусства.

Первый опыт такого диалога в 2006 году (а мы решили заняться достаточно опасным делом — проецировать нашу работу на оригинал великой картины) был приурочен к 400-летию Рембранта. Его картина "Ночной дозор" висит в музее Питера Райса в Амстердаме — буквально на заднем дворе дома, в котором я живу. Этот проект был так успешен, что нас пригласили кураторы коллекции да Винчи в Милане, чтобы мы совершили свое "волшебство" на оригинале картины "Тайная вечеря".

Это очень старая работа. И, как вы понимаете, большинство художественного сообщества были против этого. Так что нам пришлось получит разрешение у Берлускони.

Мы хотим такое сделать с девятью картинами. Сначала займемся картиной Веласкеса. Затем будем работать "Герникой" Пикассо — этой трагедии исполняется 75 лет. Папа Римский пригласил нас "оживить" картину "Страшный суд" Микеланджело.

Я действительно искренне верю, что мы можем начать создавать феномен, который будет называться настоящим кино, и хотя по-моему лицу видно, что у меня гораздо больше прошлого, чем будущего, но надеюсь, что у меня есть лет десять, чтобы создать кучу фильмов и порадовать зрителей. Что точно у меня есть, так это дух человека, который любит приключения.

ВИДЕО: The Marriage. Peter Greenaway

Питер Джон Гринуэй

Родился 5 апреля 1942 года в Ньюпорте, Уэльс. Отец занимался строительным бизнесом. Мать работала учительницей.

Учился в Школе искусств Уолтэмстоу. В 1965 году он получил подходящую работу в COI — Центральном управлении информации, где одиннадцать лет проработал монтажером . В 1977–1978 году стал режиссером-фрилансером. На 41-м Каннском кинофестивале в 1988 году получил премию "За лучший художественный вклад" за свой фильм "Отсчет утопленников".

Женат на театральном режиссере Саскии Боддеке. Имеет двух дочерей Ханну и Джессику от первого брака.

Питер Гринуэй: Фильмы последнего десятилетия

2003 2003 — 2004 Чемоданы Тульса Люпера.

2004 2004 — Европейский душ (часть проекта "Образы Европы")

2005 2005 — Жизнь в чемоданах

2006 2007 — "Ночной дозор"

2007 2007 — " Заселяя замки Венарии - Реале " / Peopling the Palaces at Venaria Reale

2008 2008 — "Секс и смерть в Зволле"

2009 2008 — "Рембрандт. Я обвиняю!" (документальный)

2010 2009 — "Свадьба"

2011 2010 — "Ботеро. Дань уважения Питера Гринуэя"

2012 2010 — "92 ядерных взрыва на планете Земля"

2013 2011 — "Замок Амеронген"

2014 2012 — "Гольциус и Пеликанья компания"

Автор благодарит Одесский международный кинофестиваль за возможность участвовать в мастер-классе Питера Гринуэя для украинских кинематографистов и студентов.