Пять основных отличий европейских и американских стартапов

О различиях европейского и американского технологического бизнеса "Делу" рассказал управляющий партнер BayView Innovations, основатель и президент инкубатора GrowthUP Денис Довгополый
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Осенью и в начале зимы в Европе прошли несколько значимых инвестиционных мероприятий — Startup Week — Vienna, European Venture Summit — Dusseldorf, Le Web — Paris. Этот пул конференций дал увидеть почти полную картину европейского технологического бизнеса, который можно сравнить с тем, что происходит в Америке.

Как известно, мировой центр технологического бизнеса находится в Силиконовой Долине, в Штате Калифорния, между городами Сан Франциско и Сан Хосе. До 2005 года большинство высокотехнологичных компаний создавались именно в этом месте, тут же сосредоточено самое большое сообщество предпринимателей, инвесторов и инженеров, которые работают в сфере IT. Позже подобные кластеры начали появляться в других местах, например, в Израиле.

На севере Европы кластеры начали развиваться вокруг крупных IT компаний (Nokia, Skype) при поддержке правительств. Из-за большого количества инвесторов Лондон стал одним из центров, в котором этот бизнес начал подниматься. Амстердам, Париж, Цюрих, Берлин. По мере перехода экономики от индустриальных моделей в сторону развития высоких технологий, особенно после активного развития Интернет, такие кластеры перестали быть
чем-то особенным. В области информационных технологий конкуренция ушла из области разработки технологий в сферу совершенствования бизнес-моделей и стратегий конкуренции, не в последнюю очередь из-за того, что стоимость разработки программного обеспечения упала в разы за последние несколько лет.

Чем же отличается технологический бизнес в Европе от американского? Есть несколько фундаментальных отличий, которые я увидел, общаясь с инвесторами и предпринимателями из Швейцарии, Люксембурга, Бельгии и других стран

1. Европейские фонды и предприниматели не живут в одном месте, а более или менее распределены между несколькими очагами концентрации. Из-за этого не действует правило 100 миль, которое работает в Силиконовой Долине. Там инвесторы стремятся инвестировать в компании, находящиеся не далее, чем в 100 миль от своего офиса. Лондонские инвесторы легко инвестируют во французские или итальянские компании.

2. В Европе гетерогенная среда. Здесь 8 основных языковых групп, 6 ментальных и более 30 юрисдикций. В США все проще: один язык, сравнительно одинаковый один менталитет, единое федеральное законодательство. Европейские стартапы относятся внимательнее к своей целевой аудитории, выстраивают разные стратегии, любят сегментировать бизнес.

3. Европа в плане банкротств более консервативна. Если в США после банкротства компании предпринимателю проще привлечь инвестиции (за одного битого двух небитых дают), то европейский менталитет заставляет к таким предпринимателям относиться с опаской.

4. Более всего меня поразила разница в возрасте между американскими и европейскими бизнесменами. Я привык к тому, что в Силиконовой Долине большинство предпринимателей стараются делать свою первую компанию до 25 лет. В Европе средний возраст предпринимателя близок к 30 годам. С одной стороны, они не настолько гибки, как молодежь, но зато у них более уверенные презентации, они не такие романтики и мечтатели.

5. В отличие от американцев, европейские предприниматели стараются получить доход сначала, проверить бизнес-модель и только потом искать деньги на развитие. Американцы же стараются построить масштабную компанию, а способы монетизации пользователей или трафика они оставляют на потом. Основные тренды в Европе мало отличаются от американских. В моде сейчас сервисы на базе LBS, сервисы внутри социальных сетей, сайты знакомств и мобильные приложения.