Почему не работают среднесрочные отраслевые прогнозы?

Отраслевой анализ и прогноз являются важными инструментами формирования стратегического видения. Хотя отсутствие метода корректного сравнения данных разных форматов не позволяло делать прямой комплексный межотраслевой анализ, но это не было критичным.
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Традиционно отраслевой анализ и прогноз являются важными инструментами формирования стратегического видения. Хотя отсутствие метода корректного сравнения данных разных форматов (микроэкономические, макроэкономические, технологические, социальные, политические и д.р.) не позволяло делать прямой комплексный межотраслевой анализ, но до поры, до времени это не было критичным. За основу комплексного анализа брался отраслевой, обычно экономический анализ, а процессы, происходящие в других областях знания, просто экстраполировались, и рассматривалось их влияние на экономические показатели.

Таким образом, как бы возникала общая база для сравнения данных разных форматов. Этот метод настолько распространённым и действенным, что об этом «как бы» почти забыли. Экономисты настолько увлеклись «экономоцентризмом», тем, что всё сводится к экономике, что даже возникли поговорки вроде – «экономика есть описание технологии в деньгах».  А теперь поднимите отраслевые прогнозы 2006-2007 годов. Вы легко увидите их крайне низкую точность. Почему? Потому, что начался кризис. А с его началом вся простая экстраполяция неэкономических процессов в отраслевых среднесрочных экономических прогнозах рухнула. А, кроме того, абсолютное большинство отраслевых прогнозов до кризисных времён либо вообще не прогнозировали кризис, либо не прогнозировали его реальную длительность и остроту. И не только прогнозы до кризисных времён. Вспомните ряд выводов экономических экспертов, сделанных весной-летом 2010 года о том, что дно кризиса уже пройдено. Причина всё та же. Простая экстраполяция неэкономических процессов в отраслевых прогнозах, сделанных на основе экономического анализа, нормально работавшая в условиях спокойного, ламинарного развития, не может применяться в условиях турбулентных процессов цивилизационного масштаба. Говоря математическим языком, частное решение перестало работать, а общего решения нет. Строго говоря, не то чтобы совсем нет, но на него мало кто обращал внимания, пока работало частное решение, т.е. простая экстраполяция.

Очевидно, что если в процессе среднесрочного прогнозирования невозможно всё свести к экономике, то необходимо делать анализ на теоретической основе более общего плана, чем отраслевые методы анализа и прогнозирования. Более общим видом анализа по отношению к отраслевым методам анализа, в том числе к экономическому является цивилизационный анализ. На долгосрочной и сверхдолгосрочной прогнозной перспективе цивилицзационный анализ вне конкуренции, поскольку является общим решением задачи корректного сравнения данных разных форматов из разных областей знаний, включая экономические. На прогнозной перспективе от одного года до пяти лет один цивилизационный анализ, в чистом виде, мало применим. Цивилизационный анализ на основе Модели развития технологической цивилизации это уникальный инструмент способный анализировать сверхдолгосрочные процессы и делать прогнозы на века вперёд. Но его «разрешающая способность» примерно +/- 5 лет. Это не значит, что его нельзя использовать при рассмотрении менее длительных процессов. В этом случае цивилизационный анализ задаёт граничные условия прогнозному полю всех отраслевых видов анализа в т.ч. экономического. Отсечением всех невозможных вариантов, которые противоречат долгосрочному направлению цивилизационного развития, существенно повышается точность отраслевых методов анализа и прогнозирования. В результате новые схемы отраслевого среднесрочного анализа выглядят следующим образом.  Либо отраслевые аналитики выполняют аналитику влияния своих внутриотраслевых факторов, затем передают специалисту по цивилизационному анализу, который приводит результаты к единому знаменателю, определяет наиболее значимые факторы и отбрасывает выводы, противоречащие долгосрочным процессам цивилизационного развития. После этого,  результаты правки возвращаются к отраслевым аналитикам, которые внутри заданных граничных условий корректируют свой анализ и прогноз, после чего результаты снова передаются к специалисту по цивилизационному анализу. И так несколько раз. Это схема последовательного приближения – длительная, затратная, но максимально точная. По другой схеме отраслевые, например, те же экономисты овладевают основами цивилизационного анализа и самостоятельно применяют его для расширения своего горизонта прогнозирования. Получается быстро, сравнительно не дорого, но менее точно.
Но даже эта менее точная схема будет давать существенно более точные результаты, чем существующие методы среднесрочного отраслевого прогнозирования.
Как это работает на практике?
Возьмём для примера качественный среднесрочный отраслевой анализ. Например, вот этот анализ: автомобилестроения:
http://www.perspectivy.info/oykumena/ekdom vtomobilnaja_promyshlennost_perspektivy_razvitija_posle_krizisa_2010-10-01.htm

Я не критикую данный конкретный анализ, я говорю о не эффективности самого метода, который не учитывает и не может учитывать предстоящую смену направления действия и величины воздействия ключевых параметров, действующих на отрасль.
Вместо критики я составил альтернативный прогноз. Вообще прогнозирование хорошо не только тем, что даёт сравнимые результаты. Чем более долгосрочный и комплексный процесс мы рассматриваем, тем больше прогноз выполняет функцию эксперимента. Это позволяет перейти от экспертной позиции к научной, более того к естественно научной, поскольку прогнозирование комплексных межотраслевых процессов методологически похоже на прогнозирование погоды. Так удаётся минимизировать субъективную составляющую и от пустых споров перейти к сравнению погрешностей, поскольку из двух анализов лучшим является тот, что даёт более точный прогноз.

Среднесрочный прогноз развития автомобилестроения
1.    Когда завершится кризис?
Поскольку одни страны уже десятилетия находятся в своей фазе кризиса, другие стоят на пороге начала активной его фазы, а у третьих перспектива кризиса лишь обозначилась на горизонте, то выходить из него каждая группа стран тоже будет в разное время. Для трёх постсоветских стран свой кризис завершится в первой половине 20- годов. Для старых развитых стран собственная фаза кризиса закончится в первой половине 40-х годов, а для быстро развивающихся стран (Китай, Индия, Бразилия, Иран и др.) завершение кризиса следует ожидать во второй половине 40- годов 21 века. Исключение из этого порядка составят две полярные группы стран. Первой станет очень небольшая группа стран, которые будут выполнять функцию убежища в бушующем море цивилизационной Смуты.

Образно говоря это пузыри, которые не лопнут. Для них кризис завершиться раньше. В другую группу войдут страны наиболее пострадавшие в результате Смутного времени. Вероятно, они и распадутся и станут полем боя не только в переносном, но и в прямом значении. Эти территории после кризиса погрузятся в глубокую и очень продолжительную депрессию, из которой многие не выйдут и к середине следующего, 22 века. Вывод – выход из кризиса будет настолько нескоро, что говорить о перспективах развития  автомобилестроения после кризиса только в экономическом плане не имеет смысла, за исключением нескольких постсоветских стран и то, если они не станут полем боя.
2.    Замедление темпов НТР
И до выхода западного кризиса за преимущественно экономические рамки и, тем более позже, вероятность научно технических прорывов, способных кардинально увеличить основные параметры персонального транспорта - среднюю скорость передвижения транспорта и себестоимость перемещения одного человека на один километр представляется минимальной. Автомобиль будет всё менее высокотехнологичным продуктом.
3.    Большинство автопроизводителей из старых развитых стран в ближайшие 4-5 лет либо обанкротиться, либо будет коренным образом переформатировано, причем это переформатирование будет гораздо более жестким чем, например, предыдущая реструктуризация GM.
4.    Спустя всего несколько лет после выхода кризиса за преимущественно экономические рамки автомобильный рынок в сравнимых ценах вероятно сократиться в разы в сравнение с результатами последнего года до обвала.
5.    Cборка автомобилей все больше будет смещаться к центрам производства комплектующих, металла, сырья и рынков сбыта
6.    После выхода кризиса в старых развитых странах за преимущественно экономические рамки, быстро развивающиеся страны не смогут длительное время сохранять высокие темпы развития и в течение 2-3 лет также войдут в свою фазу Смутного времени. В результате сначала рухнут их экспортные рынки, а затем и внутренние. А в долгосрочном плане и Китайский, ни Индийский, ни ряд других автопромов не являются конкурентоспособными на экспортных рынках. В долгосрочной перспективе они не смогут быть движущей силой развития отрасли.
7.    Вследствие завершения глобализации и раскрутки обратного ей процесса – регионализации, автомобили из разных регионов планеты будут всё больше отличаться друг от друга, концепция мирового автомобиля окончательно отойдёт в прошлое.  С началом фазы Смутного времени для старых западных стран следует ожидать существенного сокращения доли экспорта автомобилей
8.      В разгар Смутного времени большая часть частного автопарка ряда стран будет простаивать месяцами из-за экономических блокад и высокой стоимости топлива. Это приведёт к росту доли автобусных и ж/д перевозок, а также к увеличению количества пассажиров перевозимых средним автомобилем. В ряде же нефтедобывающих стран топливо будет просто не куда девать.
9.    Следует ожидать резкого снижения востребованности таких качеств автомобилей массового спроса как безопасность, экологичность и спортивность. В ряде регионов и прежде всего в Западной Европе будет происходить постепенная либерализация стандартов по выбросам и безопасности автомобилей.
10.    Будет наблюдаться увеличение различия в технических параметрах и дизайне автомобилей массового и статусного спроса, а также автомобилей предназначенных для эксплуатации внутри городов и в сельской местности
11.     С выходом кризиса за преимущественно экономические рамки спрос на внедорожники сначала резко упадёт, а затем по мере старения инфраструктуры снова будет возрастать. Тем более, что с началом Смутного времени следует ожидать уменьшение темпов урбанизации, а затем и старта обратного ей процесса. Но это будут уже другие внедорожники – более простые, большие по размерам и с не паркетной проходимостью
12.     Следует ожидать существенного увеличения значимости снижения совокупной стоимости владения персональным транспортом массового спроса. Развитие будет происходить не столько в плане снижения издержек производителя, сколько совокупных издержек потребителя. Способность соответствовать этому требованию станет важнейшим фактором конкурентоспособности. Одним из следствий этого станет увеличение среднего срока службы автомобиля его ремонтопригодности. Причем ремонтопригодности не за счет смены агрегатов, а за счет замены или восстановления деталей их составляющих.
13.     В парке внутригородского персонального транспорта функционального спроса следует ожидать существенного увеличения доли технологически простых и сравнительно дешевых двухместных автомобилей с объёмами двигателей до 750 куб.см. Рекуперация энергии торможения автомобиля для его последующего ускорения позволит микролитражкам  сохранить приемлемую динамику
14.     Приоритетным автомобильным топливом будущего будет не глобальное высокотехнологичное топливо вроде электричества или водорода, а низко и средне технологическое топливо местного производства. Регионы, импортирующие нефтепродукты, будут вынуждены массово развивать производство топлива из местного возобновляемого сырья.
15.    Электромобили, в ближайшие пару десятилетий не станут массовым товаром. Мода на них сравнительно быстро пройдёт. Где-то электромобили останутся нишевым продуктом, где-то точечным. Нынешняя PR пена популярности электромобилей является типичным примером пузыря, надуваемого в технологической сфере. После 2008 года и обыватели и, инвесторы напуганные возможным крахом очередных финансовых пузырей обращают пристальное внимание на финансовые показатели. Между тем, основная масса пузырей надувается в нефинансовой сфере, оставаясь мало замеченной, причем не только для широкой публики. 
16.     Из существующих производителей имеют шанс выжить лишь те, кто не будет ждать завершения кризиса, а сможет решительно отбросить старые стереотипы и спрогнозировать формирующуюся систему ценностей и конкурентных преимуществ, необходимых для разработки эффективной стратегии работы на сокращающемся и даже на обваливающемся рынке.

Данный прогноз выполнен по второй быстрой, но менее точной схеме. Если его делать по схеме последовательного приближения с привлечением специалистов по специализированным видам анализа, то результат будет более детальным и точным.