Подводные камни в работе дистрибьюторов

Алиса Бойко, юрист патентно-юридического агентства "Синергия", об особенностях работы дистрибьюторов в Украине

Исходя из дословного перевода, понятие "дистрибьютор" с английского — это "распределитель", а по сути — центральное звено на определенном региональном рынке в цепочке между производителем и потребителем.

Многие украинские фирмы позиционируют себя как "официального представителя" или "дистрибьютора" (что не меняет в корне сути их деятельности) иностранной фирмы-производителя. Предметом их деятельности на деле является закупка товара у фирмы-производителя и дальнейшая перепродажа его от своего имени на определенной территории, если такой дистрибьютор является региональным. Собственно, главный интерес дистрибьютора составляет получение прибыли от таких перепродаж. Таким образом, дистрибьютор непосредственно заинтересован в успешном и продолжительном продвижении товара.

Зачастую такие отношения между дистрибьютором и производителем регулируются договорами купли-продажи, поставки товара, дистрибьюторскими договорами. Перечисленные договоры могут включать определенные соглашения между сторонами, отображающие специфику конкретных отношений сторон. Это могут быть условия относительно распространения товара на определенной территории (рынок сбыта), маркетинговых, рекламных акций и мероприятий (продвижение товара на определенном рынке) и т. п.

Знал бы прикуп — жил бы в Сочи

Чтобы показать себя как надежного партнера, дистрибьютору следует обратить внимание на немаловажный нюанс защиты интеллектуальной собственности, вложенной в товар. Это также поможет дистрибьютору более тщательно урегулировать и свою деятельность при взаимодействии с производителем-партнером.

Уже ни для кого не новость, что охрана бренда (торговой марки), который производитель использует для раскрутки определенного товара, является важным вопросом. Часто случается, что иностранный производитель приходит на украинский рынок, не имея здесь правовой охраны торговой марки. При этом торговая марка такого производителя может быть зарегистрирована только в стране происхождения производителя и, возможно, наиболее коммерчески интересных странах.

В свою очередь, такие опрометчивые действия (точнее сказать — бездействие) могут привести к вполне логичным проблемам — возможному перехвату торговой марки третьим лицом путем регистрации на свое имя, и, впоследствии, спекулировании полученным свидетельством. И такое нередко случается с горе-поставщиками…

Причем чревата такая ситуация не только для поставщика, но и для самого дистрибьютора. Лишившись возможности получить для себя охрану торговой марки, дистрибьютор может лишиться и налаженного бизнеса. Ведь недобросовестный владелец торговой марки может запрещать дистрибьютору импорт товара в Украину и его дальнейшее распространение!

Приведу пример одного из судебных дел. Соломенским районным судом города Киева рассматривался спор по иску украинского дистрибьютора австрийского производителя косметики Styx naturcosmetic относительно признания недействительными свидетельств на три торговые марки. Спорные торговые марки, которыми маркировались импортируемые косметические средства, были зарегистрированы третьим лицом, которое ранее сотрудничало с производителем. Такая регистрация была обнаружена новым дистрибьютором, что поставило под вопрос всю его дальнейшую деятельность. Дистрибьютору пришлось ввязываться в долгие судебные разбирательства. Но желаемый результат так и не был достигнут. Две торговые марки остались у третьего лица.

Поэтому, одной из первоочередных задач дистрибьютора на первых этапах сотрудничества с иностранным производителем является определение всех возможных уязвимых мест. Это касается и отсутствия зарегистрированного бренда на территории Украины. Такие действия дистрибьютора в будущем сыграют ему только на руку, поскольку в его интересах создание наиболее благоприятных условий для товара на рынке. Указанное будет одной из гарантий продолжительных и стабильных отношений с партнером.

Кроме того, получение охраны бренда на территории Украины предоставит возможность защитить товар от "фейков". Зарегистрированная торговая марка предоставляет право вносить ее как объект интеллектуальной собственности в таможенный реестр. Это действенный способ предотвращения ввоза товара с нарушением прав на охраняемые объекты.

Желание получить регистрацию торговой марки может быть продиктовано, в том числе, и необходимостью занять должное место в интернете — получить домен в зоне .ua для открытия, к примеру, интернет-магазина.

Не все то золото…

Предприимчивые дистрибьюторы, обнаружив отсутствие охраны торговой марки производителя, могут начать действовать напролом и провести регистрацию на свое имя. На первый взгляд, это кажется неплохим шагом. Получив регистрацию, дистрибьютор может получить на свое имя домен, а также определенные рычаги манипулирования производителем. Так, без разрешения владельца прав интеллектуальной собственности на торговую марку производитель не сможет ввозить на территорию Украины товары под такой торговой маркой.

Но не все так радужно для дистрибьютора, как кажется на первый взгляд.

Вполне естественно, что такие действия дистрибьютора могут вызвать крайне негативную реакцию со стороны производителя. А сама по себе регистрация торговой марки производителя на дистрибьютора крайне уязвима без письменного на то разрешения производителя.

Для защиты интересов производителей от недобросовестных действий дистрибьюторов в сфере охраны интеллектуальной собственности служит Парижская конвенция об охране интеллектуальной собственности. Участницей данной конвенции является и Украина.

Указанная конвенция, в частности, содержит норму статьи 6 septies. Согласно этой норме, владелец торговой марки имеет право воспрепятствовать регистрации торговой марки его агентом или представителем, потребовать ее аннулирования либо, если закон страны это разрешает — переоформить регистрацию в свою пользу (к слову — закон Украины не дает такой возможности).

И хотя по сути своих отношений с производителем агенты и представители действуют от его имени, в отличие от дистрибьютора, на область применения указанной статьи это не влияет. В данном случае для применения этой нормы берется во внимание не чисто юридическое понимание природы этих отношений. Комментарий конвенции уточняет, что данная норма применима к "распространителям" в общем смысле этого понятия, как бы юридически они не назывались.

К примеру, указанная статья была применена хозяйственным судом города Киева в деле относительно признания недействительным свидетельства о регистрации торговой марки "Фитолизин" на имя ООО "Фармак". ООО "Фармак" выступало дистрибьютором лекарственного препарата производства Варшавского завода, которым и был подан иск. По лицензионному договору ООО "Фармак" было предоставлено право на использование одноименной торговой марки, зарегистрированной на территории Польши. А ООО "Фармак", в свою очередь, осуществил регистрацию знака на территории Украины, без наличия разрешения на это. Иск Варшавского завода — изготовителя лекарственного препарата под указанной торговой маркой был удовлетворен, исходя из факта наличия дистрибьюторских отношений между сторонами.

Хочешь жить — умей вертеться

На заметку — указанная норма не всегда может быть актуальна. Так, если дистрибьютор будет закупать товар через третье лицо, то тут данная норма уже неприменима. Также, исходя из практики, можно утверждать, что суды отклоняют данную норму и в случае, если собственником торговой марки является физическое лицо (даже если оно имеет непосредственное отношение к дистрибьютору — учредитель, директор). Такая позиция аргументирована тем, что отношения производитель — дистрибьютор — это отношения именно юридических лиц.
Приведу пример судебного разбирательства — в отношении торговой марки "Filtron". Производитель фильтров — польское предприятие "Викс-Фильтрон" на основании статьи 6 septies подало иск по признанию недействительным свидетельства на упомянутую торговую марку, зарегистрированную на учредителя украинского дистрибьютора. Решением Соломенского районного суда города Киева, с выводами которого согласился и Высший специализированный суд, в удовлетворении иска было отказано. И одной из основных причин отказа было то, что собственник торговой марки — физическое лицо, которое не является стороной в агентских (дистрибьюторских) отношениях.

Аналогичное мнение суда наблюдается и в том случае, если торговая марка производителя зарегистрирована в стране его происхождения на физическое лицо, а не на юридическое лицо-производителя. Из таких побуждений Соломенским районным судом не была применена статья 6 septies в деле по иску австрийской фирмы "Стікс Натуркосметик ГмбХ", о сути которого упоминалась ранее.

Защитил ТМ — и спи спокойно

В любом случае, дабы избежать ночных кошмаров о негативных последствиях от рисковых действий, дистрибьютору нужно изначально действовать продуманно.

В случае отсутствия регистрации торговой марки производителя на территории Украины, дистрибьютор должен обратить на это внимание производителя и предложить пути решения вопроса.

Наиболее оптимальным и распространенным путем является все-таки регистрация торговой марки на территории Украины непосредственно на производителя. А дистрибьютору может быть выдана лицензия на право использовать такую торговую марку необходимыми способами.

Во-первых, такой путь соответствует интересам большинства иностранных производителей, которые заинтересованы быть непосредственными собственниками прав на свой бренд.

А во-вторых, даже если дистрибьютор подаст заявление на регистрацию торговой марки на его имя с письменным разрешением производителя, ему может быть отказано украинским Патентным ведомством в такой регистрации. Политика нашего ведомства такова, что для регистрации торговой марки на имя дистрибьютора, кроме письменного разрешения производителя, нужно также показать "связанность" юридических лиц — производителя и дистрибьютора (например, что производитель является одним из учредителей дистрибьютора). Хотя в других странах-членах Парижской конвенции практикуется регистрация на дистрибьютора при наличии только письменного разрешения иностранного производителя...

В случае, когда охрана на торговую марку в Украине уже получена, отношения между сторонами могут быть урегулированы лицензионным договором с выдачей дистрибьютору исключительной лицензии на использование торговой марки на территории Украины. Лицензия позволит дистрибьютору бороться с "серым" импортом, а производитель, в свою очередь, будет обязан соблюдать эксклюзивность дистрибьютора и не поставлять товар через третьих лиц. Кроме того, на ее основании дистрибьютор может также получить доменное имя второго уровня в зоне .ua.

В любом случае, как бы ни сложились отношения с производителем, есть смысл дистрибьютору регистрировать, продвигать и рекламировать также и свою торговую марку. Особенно на это следует обратить внимание, если дистрибьютор является партнером не одного производителя, а соответственно, имеет дело и не с одним брендом.

Осуществляя продвижение брендовых товаров производителей, имея охрану и своего имени тоже, у дистрибьютора всегда останутся пути отступления. В случае прекращения сотрудничества с производителем, за дистрибьютором будет его бренд, доля репутации которого может быть заработана на бренде партнеров. А уж степень его положительности будет зависеть от умения дистрибьютора выбирать партнеров с достойным товаром.