Похвала "глупости"

Я пишу этот текст в двадцать третью годовщину студенческой "революции на граните", активным участником которой мне посчастливилось быть

Краем уха слыша — как и 23 года назад — пренебрежительные комментарии от "знатоков жизни", уверенных, что перемены к лучшему должны происходить сами по себе, без отрыва ягодиц от кресла.

Много позже, уже занимаясь бизнесом и пытаясь активно менять среду своей деятельности, не раз сталкивался с реакцией в духе бессмертного кортневского "Мужик, ты че, самый умный? И че те, больше всех надо?"

Украинский бизнес — я имею в виду ту его часть, которую называют "малым и средним" — вообще весьма парадоксальная штука. Он очень хочет стать, как за границей, столпом государства, снискать уважение и прибыль. Не прилагая к этому никаких дополнительных усилий.

Он желает популярности, при этом свято соблюдая заповедь "не высовывайся"

Желает больших продаж, считая маркетинг еще одним "сравнительно честным способом отъема денег" из арсенала Остапа Бендера и травя анекдоты про пастуха и консультанта.

Грезит о влиятельности, предпочитая сделать гадость соседу-конкуренту, вместо того чтобы договариваться.

Пренебрегает знаниями и информацией, искренне считает бизнес-мероприятия потерей времени и денег.

В общем, как говорят в интернете, "украинский бизнес — такой украинский". Мой ларек — скраю. Сами как-то порешают. Не подохнем — привыкнем.

Как пример, история из собственной практики.

В начале 2010 года рынок digital-агентств (то бишь, агентств интерактивного цифрового маркетинга), одним из участников которого я был как партнер агентства Peppermint Interactive, переживал сложную болезнь роста. Количество игроков увеличилось, но большинство из них были "в тени". Не было ни понятного перечня услуг, ни единых принципов ценообразования. Клиент вообще не знал толком, что такое "digital-агентство" и зачем оно ему нужно.

На рынке доминировала вышеописанная позиция и деловая близорукость: срубить сейчас хоть что-то, а там "как-то оно будет". На тему общих усилий опасно было и заикаться: все видели друг в друге выскочек-врагов, а не коллег по рынку.

Но и энтузиасты, как оказалось, имелись в достаточном для перемен количестве. В апреле того самого 2010-го мы собрались на рекламном форуме в Ялте и создали Комитет Digital Агентств Украины (UDAC), который за, почти, 3 прошедших года сделал очень много для того, чтобы ситуация на рынке стала такой, как сейчас — предсказуемой, более прозрачной, интересной для больших бюджетов.

Нас называли "масонской ложей". Обвиняли, что мы хотим "подмять все под себя" (а кто ж вам мешал-то подминать?). Говорили, что мы "занимаемся самолюбованием", "страдаем фигней вместо того, чтобы молча работать", "играем в супергероев".

Но факт остается фактом — рынок цифровой рекламы сейчас находится на пике своего развития. И господам критикам очень бы, наверное, хотелось, чтобы в этом не было заслуги Комитета. А произошло все, например, по воле Господа, зодиакальных созвездий или рояля в кустах.

В данный момент, оставив свои обязанности модератора Комитета на других уважаемых коллег, я пытаюсь сделать то же самое для отрасли цифрового продакшна. И снова слишком часто сталкиваюсь с пассивностью, неумением взглянуть дальше завтрашнего утра и негативом в сторону коллег.

Благо, и в отрасли продакшна, и в любой другой, есть много людей иного сорта. Я часто встречаю их на отраслевых конференциях и в бизнес-клубах. Они социально активны, полны решимости менять мир хотя бы вокруг себя, менять страну, в которой живут. Как мы изменили ее двадцать три года назад.

И несмотря на то, что слово "энтузиазм" здесь часто воспринимается как синоним "глупости", я верю, что именно благодаря им у бизнеса в Украине есть будущее.