Порошенко, АТО и фантазии о будущем: сколько еще будет "плохо" и каким будет "хорошо"

На Востоке продолжается кризис, нагло угрожают террористы, Россия требует прекратить "геноцид". Порошенко заявил о том, что скоро все прекратится, а появились танки. Сбили самолет с десантниками. Недоумение: почему же ничего не делается?

Ответ прост. Господину Порошенко, теперь Президенту, просто нужны рычаги управления, команда, силовая управляющая вертикаль. На это уйдет какое-то время, неделя — две. Ситуация уж больно критическая, нет времени долго думать. Да и нужно согласовать свои действия с союзниками, кто-то должен обеспечить прикрытие.

Но и с другой стороны — если следить за географией конфликта — то успехи украинских сил явно есть. Просто важно помнить, что идет информационная война. Украинское влияние направлено и на "глубоко обеспокоенную" Европу: помочь чувствам трансформироваться в действия.

Решимости уничтожить терроризм у Порошенко не занимать. Нельзя договариваться с бандитами, бандитов нужно уничтожать. Путин и прочие "януковичи" будут ситуацию напрягать и провоцировать до тех пор, пока не почувствуют четкую и ясную границу своих действий. Открытой войны не будет, но поддержка террористов-партизан конечно будет, и будет до тех пор, пока они будут существовать.

Отдельная тема — это лживость Путина, и его глубинная ненависть к Украине и ко всему украинскому. Это ненависть господина к тем, кого он считает своими своевольными холопами. Ведь эти недолюди-бандеровцы, из недогосударства украинского ставят крест на такой прекрасной идее "русской мира". Мстительность Путина — это как смертельный яд. Никому не прощает. Только тем, кто объективно сильнее, чем он. Таких он просто терпит, как терпят врагов. Если сможет — сделает зависимыми (с ЕС во многом получилось), если нет — то друзьями. У остальных одна роль — рабы, управляемое быдло. Пока Путин у власти, Россия для Украины — враждебная страна, власть которой поддерживает большинство населения. И это лучше признать, больше не мучатся сомнениями, попытками что-то объяснить друзьям и родственникам за восточной границей. Братьев более нет.

Еще одна интересная тема — великий транс великого народа. Это конечно неприятно, для нас, для граждан Украины. Даже омерзительно, видеть все это и чувствовать на себе. Но, с другой стороны, в такой ситуации есть объективная ценность:

• Для власти в Украине. Ибо это вынуждает вычищать, перестраивать. И систему управления и людей. Иначе не выживем.

• Для населения, как это ни странно. Ибо с каждым ударом, формируется украинская политическая нация. Эффект удара молота на наковальне.

• Сепаратизм на востоке тает. Сепаратизм тает, а явственно проступает бандитизм люмпенов и терроризм, подпитываемый из-за рубежа.

• Для страны. Уже нет юго-востока, есть только большая рана в части донецкой и луганской областей. Страна "сшивается". И это очевидно, хотя больно.

Провокационные и непримиримые действия Путина приводят к "рождению" новых, непривычных ответов со стороны Украины. Это и есть наш процесс становления. Так что Путин — наше горькое лекарство.

Можно ли было избежать такого развития событий на Востоке? Для меня это странный вопрос: как можно было бы недопустить того, что произошло? Я отношусь с уважение к происходящему. То, что произошло — то и произошло. Это и есть проявление сил, трендов и тенденций. Какой смысл бороться с прошлым? Полезнее познавать динамику. Зная динамику прошлого и настоящего — мы можем прогнозировать будущее. И, соответственно, принимать адекватные решения. Тот, кто не принимает прошлое, не сможет увидеть приближающееся будущее. То, что происходит в стране, можно описать как процесс очищения, который предшествует выздоровлению, возрождению. А в процессе очищения вылазят наружу все "шлаки". Ну и очевидно, что в разных регионах Украины "шлаки" разные. Одной из характеристик Донбасса, но только одной из, является спайка криминалитета и местной власти, советские мифы, и подпитываемая местной властью идиологемма "мы особенные, Киев нас не слышит, мы всех кормим и т.д.". И вот чистка на Донбассе, и все идет по своему криминально-кровавому сценарию.

Конец июня — начало июля, судя по всему, будет кровавым пиком на Донбассе. Ситуацию мирно уже не решить. АТО будет эффективной, но способ этой эффективности ужаснет многих. Крови и разрушений будет много. А пока готовят коридоры для мирных жителей.

Июль-август уйдет на переустройство власти в Донецкой и Луганской области. Но уже без Партии Регионов. Донбасс получит серьезные инвестиции на переустройство жизни — но уже как естественная часть Украины.

Порошенко решится, уже решился. Во-первых, он по характеру человек жесткий, авторитарный. Во-вторых, очень узкий "коридор" действий и жесткие временные ограничения. И в третьих, полная поддержка и подстраховка США и тех, кто стоит за США (мировой капиталистический клуб). ЕС будет следовать в контексте американский действий и самостоятельной позиции не заявит. Слишком глубоко, не так конечно как Украину, Путин интегрировал Европу в свое единое экономическое пространство. Плюс европейская политика толерантности имеет свои последствия в виде потери воли. Но вот робот-полицейский, США, продолжает действовать. И для Украины это есть ключевой внешний ресурс становления и будущего развития. Внутренний ресурс все тот же: то, что символически называют "Майдан", сила национального возрождения. Ситуация с "глубокой обеспокоенностью" Европы тоже имеет свои плюсы — постепенно Украина освобождается от "евроромантизма". И действительно, если осенью были надежды на то, что "уйдем" в Европу и будет нам счастье, то сейчас все очевиднее становится, что счастье придется строить самим, на своей же территории. Уйти никуда не удастся. Когда эта идея станет устойчивой у большинства, или хотя бы у активного меньшинства — можно будет констатировать факт: Украина состоялась, нация состоялась.

Наша победа на Востоке не значит, что исчезнет наш "брат" Россия. И пока у власти будет Путин — Россия будет единственной, откровенно враждебной к нам страной. Года 3-4 точно обеспечено. А что потом будет, зависит от того, как Россия переживет свой кризис. А это будет покруче, чем в Украине. Слишком много ненависти и самодовольства накачано. Это большая энергия и просто так она никуда не денется. Да и выход из Путинского наркоза гарантирует свои глюки. Как-то же надо будет соотнести картинку Путин ТВ и реальный мир.

Но вот возникает вопрос. Победим мы Путина, как и Януковича, решим свои внутренний дела — государственная целостность, формирование политической нации и экономическое возрождение. И кто же будет теперь тем врагом, или вызовом, который будет и дальше стимулировать страну к развитию?

Идея о том, что нужно бежать в ЕС и НАТО — это идея защиты, стремление слабого. Что было и пока может быть актуально. Но как только вопрос государственной целостности и идентичности будет решен, возникает вопрос о том, какую роль мы хотим играть на европейской сцене.

Пока Россия угрожает соседям защитой своих граждан, у Украины есть реальный шанс занять лидерские позиции в восточноевропейском пространстве российско-уязвимых государств. Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Румыния, Турция, Грузия. Да и возможно — Белоруссия. Скорее всего, Украина станет не периферией Европы, а займет свое место в возрождающемся едином восточноевропейском пространстве. И здесь своя конкуренция, свои союзники и противники. Эту роль, до расширения России, играли Великое княжество Литовское и Речь Посполита.

Так что все будет хорошо, но совсем не так как мы об этом думали раньше. Это типичная человеческая драма: в стремлении к хорошему, инициировать изменения, ужасаться самому процессу изменений и получать неожиданные решения.

Олег Хомяк, при участии Бориса Пастернака