Предвыборная агитация: советская Королевская и креативные коммунисты

Столица стала первым плацдармом, где политсилы начали демонстрировать свои креативные наработки в преддверии выборов. О том, насколько они креативны, рассуждает Лика Спиваковская, управляющий партнер WIN WIN Group

Наиболее заметной фигурой (заметной по числу визуального контакта с избирателем) стала Наталья Королевская со своей партией "Украина — вперед!". Наталья Юрьевна сегодня чемпион по количеству постеров разного формата. Ее также можно увидеть на обложках журналов, входящих в первую десятку популярных СМИ ("Комментарии").

До начала активного продвижения своей партии (до середины 2011 года), Королевская появлялась в основном в глянце, снимаясь в модных сессиях и эксплуатируя образ светской львицы. Сегодня же она — политик. Но политик, который использует вполне стандартные методы продвижения своего бренда. Эксперты сразу же отметили вторичность названия партии, заимствованного из российского политического сленга ("Россия вперед!" — один из программных текстов Д. Медведева, на эту же тему существует известный интернет-демотиватор). Прижившийся в глянце образ Наталья Юрьевна просто перенесла в свои предвыборные материалы. Сегодня она выглядит некоей "реинкарнацией" Тимошенко прошлых лет. Это же ставят ей в вину бывшие соратники по партии "Батькивщина", в которой Королевская идейно выросла. Содержательная составляющая месседжей Королевской невнятна. "Украина — вперед!", "Новая экономика — новая страна!" — конкретики, которой желает услышать избиратель, здесь мало.

Партия Королевской сегодня соперничает по уровню своей активности в социальных сетях с Юлией Тимошенко и ее партией. Вот только образ лидера, который выстраивают для политика рекламисты, имеет вполне советские черты. Наталья Юрьевна общается с фермерами, посещает животноводческие хозяйства, разрезает ленты на открытии офисов своей партии, фотографируется с футболистами украинской сборной… Кстати, все эти инициативы хорошо финансируются. Совокупный бюджет, выделенный партией на все виды политической рекламы в городах-миллионниках, сегодня равен $1-1,2 млн.

Более креативно подошли к началу своей рекламной кампании в КПУ. Сегодня рекламой коммунистической партии захвачены билборды больших городов и крупнейшие информационные ресурсы в Сети, где КПУ разместила баннеры. Традиционный алый цвет и рабоче-крестьянскую символику криэйторы усилили "антибуржуазными" слоганами ("Вернем страну народу!") и "фишкой сезона" — русским языком. Кампания КПУ была запущена сразу же после одобрения Радой нового законопроекты о языках. Как мы и прогнозировали, рекламисты ухватились за новые возможности.

Испытанный в прошлом эпатаж как относительной "бесплатный" способ рекламы сегодня стал уделом оппозиционных партий. Как признался Арсений Яценюк, оппозиционные партии сегодня испытывают проблемы с финансированием своих кампаний. По его словам, никто не хочет вкладывать средства, с тем чтобы потом испытывать проблемы во власти. Именно поэтому оппозиция использует относительно "дешевые" средства рекламы — протестные акции (100 грн/день за одного участника), срежиссированные скандалы (Олег Ляшко и его Радикальная партия), из цивилизованных методов борьбы — совместные пресс-конференции, оплачиваемые из общей кассы партий-участниц (гражданское движение ЧЕСНО).

Партия "УДАР" во главе с В. Кличко всерьез взялась за свое продвижение в парламент. Очевидно, вдохновившись словами Анны Герман о схожести боксера с юным Януковичем, креативщики поместили Виталия на трибуне, лицом к приветствующему его народу (который, как успели заметить рекламисты, был небрежно приумножен в фотошопе). Однако к избирателям, видящим борды, Виталий развернут спиной, что привносит некоторую двусмысленность в дизайнерское решение. Боевой окрас и символика рекламных постов "УДАРа" продолжают тему, поднятую в прошлую кампанию "Фронтом Змін". Однако здесь такое решение выглядят более оправдано: Яценюк явно не вписался в образ воина в 2008 году и получил совсем не те результаты, которые ожидались.

Трудно предполагать, что банк креативных решений будет пополнен ближе к осени, поскольку качественно список партий-участников не поменялся. Стоит ли вкладываться, если "на манеже все те же"?