Проминвестбанк: Через 3 года доля розницы в нашем общем кредитном портфеле составит 30%

Директор департамента розничного бизнеса Проминвестбанка Андрей Карякин рассказал "Делу" о том, как будет развиваться розничное кредитование на банковском рынке, и какие планы у ПИБа в этом сегменте

Андрей Дмитриевич, какие тенденции наметились на рынке розничного кредитования в первой половине года, отличные от того, что мы видели в 2011?

Глобальных изменений не произошло. Но банки стали кредитовать гораздо осторожнее. Ряд финучреждений, которые в прошлом году активно занимались, в первую очередь, потребительским кредитованием, сейчас перешли к более острожным стратегиям или вообще сворачивают свою работу в этом рисковом сегменте.

Этот процесс продолжится до конца года?

Как минимум до конца года. Сложившаяся ситуация объясняется тем, что, во-первых, у банков во 2 полугодии может возникнуть потребность в поддержке ликвидности. А, во-вторых, инфляционные ожидания и изменения на мировых финансовых рынках могут сказываться на реальных доходах потенциальных заемщиков.

С чем могут быть связаны трудности с ликвидностью у банков?

Сейчас НБУ проводит сдерживающую монетарную политику, направленную на ограничение роста инфляции. И как следствие — предложение денег на рынке уменьшается. К тому же, осенью, как перед выборами, так и после них, возможен некоторый отток депозитов из банковской системы.

Значит, снижения процентных ставок по розничным кредитам ожидать не стоит?

Совершенно верно. Для этого населению нужен рост доходов, а банковской системе — доступные длинные ресурсы. Ни того, ни другого пока не наблюдается. Тем более, что для покрытия разрывов ликвидности банки начнут активно привлекать ресурсы путем эмиссии облигаций или занимая деньги на межбанковском рынке. И дешевыми эти ресурсы вряд ли будут.

Могли бы вы тогда нарисовать общий портрет заемщика, который в ближайшие полгода может получить кредит?

Если говорить об уровне дохода, то здесь все зависит от политики конкретного банка и ниши, в которой он работает. Получить кредит может человек с уровнем дохода и в 2 тыс. гривен, и 5 тыс. гривен, и 10 тыс. гривен. К примеру, если банк выдает кэш-кредиты, то он ориентируется на заемщика с небольшим доходом. Такой банк может даже не требовать официального подтверждения этих доходов, ему достаточно будет и косвенного.

Проминвестбанк не планирует сворачивать розницу, как это делают многие ваши коллеги?

Напротив. Еще до кризиса 2008 года Проминвестбанк имел солидные позиции в розничном сегменте, и, несмотря на то, что в кризис мы занимались реструктуризацией внутренних процессов и сохранением имеющейся базы, сейчас мы усиливаем и будем развивать розничное направление.

Об этом вы заявляли еще в прошлом году. Что было сделано с того момента?

Буквально за год в банке была выстроена концептуально новая розничная вертикаль. Сейчас она включает в себя такие направления как разработка продуктов, операционное сопровождение, маркетинг, аналитика. Также была создана новая и уникальная для нашего рынка IT- и аналитическая платформы, позволяющие комплексно анализировать наших клиентов по всем продуктам и сервисам, которыми они пользуются. Благодаря этому теперь мы можем более четко кастомизировать продукты под актуальные потребности клиентов и автоматизировать принятие кредитных решений.

Насколько это была серьезная инвестиция?

Десятки миллионов долларов.

И какие продукты вы уже предлагаете в рознице?

Сейчас наш главный продукт — это пакет услуг "ПИБ: все в одном". Он позволяет клиентам через один функционал — расчетный счет, оплачивать товары или услуги, на него же получать зачисления кредитных или зарплатных средств, с него же погашать платежи по кредитам, получать на него процентный доход на остаток средств. По сути — это одна универсальная точка доступа клиентов ко всем своим счетам и продуктам в банке.

Какие еще продукты вы развиваете?

Приоритетным продуктом на текущий момент мы видим также кредитные карты. В связке с кредитной картой у нас предлагается потребительский кредит, что позволяет клиентам пользоваться кредитными средствами на долгосрочной основе. Кроме того, мы активно работаем в нише овердрафтов по зарплатным картам наших корпоративных клиентов.

Приток клиентов от проделанной работы вы уже ощутили?

Быстрый выход в сегмент новых клиентов на сегодня для нас не самая главная задача, тем более, что это очень затратный в финансовом плане процесс. Мы располагаем достаточно большой базой частных клиентов, которую сохранили в период кризиса. Она насчитывает более 1,5 млн. человек. Сейчас мы доносим клиентам наши преимущества, чтобы они почувствовали, что банк становиться информационно более открытым, доступным и клиентоориенитрованным. Работа с существующей базой клиентов, позволит нам получить финансовый доход, благодаря которому мы сможем сделать мощный вход в сегмент новых клиентов ориентировочно во втором квартале 2013 года.

Достаточно часто между банками происходят сделки по покупке розничных кредитных портфелей. Вы не планируете таким образом расширять свое присутствие в рознице?

Нет, нам это неинтересно. Мы считаем правильным создание собственного портфеля по тем критериям и методам управления рисками, которые видятся правильными и предсказуемыми с нашей точки зрения.

Какую планку по росту розничного портфеля вы ставите в дальнейшем?

В этом году мы запланировали около 20 млн. долларов новых кредитов в рознице. Это, конечно, немного в сравнении с нашим корпоративным портфелем. Но, не смотря на то что мы только начали развитие розничного бизнеса, через 3 года планируем нарастить его долю в общем кредитном портфеле банка до 30%.

То есть активизация в рознице не ситуативное намерение, а стратегический ход банка?

Совершенно верно. Проминвестбанк всегда будет оставаться одним из самых крупных игроков в корпоративном бизнесе. При этом, один из пунктов его новой стратегии — создание универсального банка, активно работающего, как в корпоративном секторе, так и в рознице. Уже в конце этого года в банке начнется процесс ребрендинга. Его важной составляющей мы видим усовершенствование и унификацию культуры взаимоотношений с клиентами. Это затронет и нашу филиальную сеть — все отделения со временем будут в едином стандарте как по внешнему виду, так и с точки зрения концепции и формата обслуживания клиентов.

Название и логотип банка тоже изменятся?

Название сохранится. Логотип будет изменен, однако пока что преждевременно говорить, каким он будет.

Справка: Андрей Карякин в банковском бизнесе с 1993 года. До прихода в Проминвестбанк занимал различные руководящие должности в ведущих мировых финансовых институтах, в частности, таких какChaseManhattanBank, CreditSuisse, INGBank, Ситибанк. Имеет большой успешный опыт работы в сфере розничного банкинга. С 2011 года отвечает за построение и развитие новой клиентоориентированной модели розничного бизнеса ПАО "Проминвестбанка"".