Путин: сложности кризиса среднего возраста в мировом масштабе

"Владимир потерял связь с реальностью, он живет в другом мире" — пообщавшись с Путиным, заявила Меркель Обаме. Действия Путина действительно выглядят нелогичными и странными, и возникает подозрение в неадекватности лидера

Но, с другой стороны — как такое может быть, чтобы лидер такого уровня стал неадекватным? Для того чтобы прогнозировать поведение Путина, важно понимать его психотип и психодинамику, а также актуальное состояние его психики.

Путинский идеал, образ "Я": супергерой одиночка, что-то типа Рембо, вроде Сухова из "Белого солнца пустыни" — но пожестче, без фантазий о семье и особых чувств, человек воли и власти. Все эти спуски на подводной лодке, фото с обнаженным торсом и автоматом, полеты на истребителях и со стерхами — все о том же. Из воспоминания Путина: "более всего меня поразило то, как малыми усилиями, буквально силами одного человека можно достичь того, чего не смогли достичь целые армии". Отсюда и единоборство — дзю-до и поступление в КГБ. Этот детский идеал и определяет направление становление и развитие личности.

В личностной психодинамике, идеал — это полюс позитивный, притягивающий, полюс отрицательный, отталкивающий — это базовый страх. В случае Путина — это страх оказаться серым, слабым и никчемным. А идеал, соответственно, — супергерой Рембо.

В возрасте около 40-50 лет, обычно наступает кризис среднего возраста. Кризис — как пересмотр достигнутого, подведение итогов побед и поражений, снятие страха и, потому, изменение идеалов, рождение зрелости. Появляются новые ценности и ориентиры, более системные и целостные. Это в случае позитивного разрешения кризиса. Кризис же может тянуться долго, и мы можем зачастую видеть, что возраст вроде бы уже соответствующий, а ведет себя как подросток. Кризис может завершиться и психологическим сломом.

По всей симптоматике, Путин находится в этом кризисе среднего возраста. И это в его 62 года! С одной стороны, возраст уже как бы говорит, что нужен новый образ, что-то более зрелое, а не воин с автоматом. Но мы продолжаем видеть действия супер-героя. Непослушная Украина раздражает, и за этим следуют не совсем адекватные действия. Разве стоит Крым международной изоляции и экономического краха, или третьей мировой войны? Хотя и не в Крыме дело. Нужно доказать этим европейцам и Обаме, что со мной, Путиным, нужно считаться. А я буду поступать так, как cчитаю нужным.

Вся эта обостренная реакция на несогласие с собой, нарушения логики и откровенная ложь в выступлениях, крайне опасные действия и есть проявления кризиса. Мы, со своей стороны, видим абсурдность действий человека, бросающегося на мировую систему безопасности, выстроенную после второй мировой войны. Он же видит свой подвиг Рембо против системы, требующей, чтобы он играл по общим правилам. То есть как все. Его речь, по поводу присоединения Крыма, уже открытое высказывание всех нанесенных обид и заявление, что отныне он на тропе войны. Большая часть население России поддерживает его: стратегия Путина соответствует постимперским страданиям России, страданиям по потерянному величию. Традиционная травма всех постимперских наций.

Но как такое может быть, чтобы решения геополитического горизонта, так зависели от психоэмоционального состояния лидера. На Западе, в демократических странах решения зависят не столько от людей, сколько от институций. Система противовесов минимизирует влияние особенностей личности, но и удлиняет сроки принятия решений. Путин же выстроил авторитарную власть. Он герой-одиночка и он сам принимает решения. Никаких противовесов его воле нет. Он их не потерпит, в своем стремлении к абсолютной власти.

По сути, то, что затеял Путин, это не просто конфликт из-за Украины и Крыма. Это противопоставление принципа силы — мировой системе договоров, выстроенной после второй мировой войны. И этим, а также своими действиями и риторикой очень напоминает Гитлера. И ситуация схожа — требования реванша. Путин выступает в образе "варвара", пытающегося подчинить своей дикой воле весь мир. Проиграет, потому как сам существует за счет ресурсов этого мира, и занимает в нем отведенную ему роль: поддержание порядка на вверенной ему 1/6 части суши и обеспечивая "торговые пути". Противостоять тому, от чего зависит твое богатство и экономика всей страны? Пилить сук, на котором сидишь? Но человек в кризисе готов идти ва-банк. Герои не сдаются. Тем более, что предыдущие вылазки показали, что Европа и США готовы идти на компромиссы. Демократию Европы и США Путин воспринимает как слабость. Для варвара всякий гуманизм и демократия — уже есть слабость. Но, у Запада есть историческая память, и Украина это уже Европа, и они хорошо помнят, что такое Мюнхен. Своими действиями Путин заставит Запад и Обаму занять непримиримую позицию. Ну а для Обамы это вообще уникальный шанс: при поддержке всего мирового сообщества, восстановить свой имидж и избавиться от приставки "слабый". И парадоксально, Путинские действия усиливают ценность США как мирового полицейского. С конца марта и по середину апреля мы увидим крах блицкрига Путина.

Вернемся к портрету Путина, несколько слов о его сильных и слабых сторонах.

  1. Сильная воля, целенаправленность, последовательность и тщательность в достижении задуманного. Но эти же качества становятся причиной катастрофы, так как не уравновешены другими качествами: принятием и умение договариваться. И то, что привело к успеху, на той же скорости, приведет к катастрофе.
  2. Эмоциональная выдержка. Готовность выдерживать большие напряжения и давления. Умение играть на длительных дистанциях. Обратная сторона — это восприятие сердечности как слабости. Общение с детьми будет на уровне "потрепал по щеке и дал конфету". Сложно с проявлением милости и сострадания. И готовность жертвовать людьми ради своих интересов, в интересах системы. И это также попадает в общероссийский тренд: государство первично, люди вторичны.
  3. Удержание власти и контроля — как сильная сторона. Мощный контролирующий тип, обеспечивающий желаемый порядок. Стремиться убрать всех, кто имеет иную точку зрения. Невыносимость факта, что есть кто-то, кто сильнее его и ему надо с ними считаться: ЕС и США без него выживут, а вот РФ без них будет крайне тяжело. И это толкает его ва-банк. Что и приведет к поражению.
  4. Самореализация идет не через изменение, трансформацию себя, а через жесткое самоутверждение себя, своей воли. Это и есть содержание кризиса среднего возраста — выход на уникальную личностную стратегию самореализации и отказ от подростковых амбиций и идеалов. Его же стратегия остается прежней: железной рукой удержать порядок и контроль. Он не способен к творчеству и созданию новых идей. Управление развитием — это не его тема. Поэтому, Путин не создаст новой концепции развития страны, будет использовать для обеспечения контроля уже имеющиеся модели. Поэтому и видим фьюжн-идеологию из советского патриотизма, имперских амбиций и православно-славянской общности. Все то же — но в новой сборке. Как кегебист, мастерски манипулирует сознанием, но уже сотен миллионов людей.
  5. Смерть воспринимает как конечный пункт существования, совершенно бездуховен. Нет никого, кто выше меня, надо мной никто не властен. Потому нет принятия и смирения. В итоге, накопленная личная сила стремится к разрушению, а не к развитию. Поэтому выбирает стратегию противостояния всему миру. Результат понятен, и исторических примеров предостаточно. После проигрыша, в течение лет трех, мы увидим, как Путин стремительно постареет. Но мудрости это не принесет, только — разочарование. А для всей системы — просто ужесточение контроля.

Нам повезло, что Путин не идейный, как Ленин, Гитлер, Сталин. Человек жадный и стремящийся к власти. Внутренне слабый, так как не опирается на идею. Власть и деньги — вот его ценности. И санкции США и ЕС будут точечными и направленными на самые болевые зоны Путина. Все остатки постсоветского и имперского прошлого, переживем в намного более простой форме, без геноцида и войн. Такой себе фарс. В этом состоит историческая роль Путина — уничтожить окончательно остатки советского, за счет фарса. Для Украины — потенциальная возможность выстроить новое государство, европейского образца. Для Запада это же возможность выработать экономические, а не военные решения геополитической проблемы.

По сути, мы участвуем в уникальном этапе трансформации мира. Поэтому и такие скорости, и потому неизбежность происходящего. Но зрелость человечества определяется еще и тем, каким образом разрешаются мировые конфликты. Пик обычной стратегии решения споров, войны, пришелся на середину прошлого века. Сейчас Путин хочет запустить этот же архаический сценарий. Это как обострение хроники перед исцелением. Сравнение же сил — явно не в пользу Путина. Да и на идеологическом фронте: ветхая версия имперской гордости против единой системы безопасности многополярного мира. Сложно жить в период перемен, но очень интересно.