Реформы как залог победы на войне

Александр Веденеев, руководитель отдела исследований компании AYA Сapital, о том, почему реформы помогут Украине победить на войне и как их стоит проводить

Военный конфликт на востоке Украины, количество жертв которого уже измеряется тысячами жизней, не просто является трагическим условием для деятельности нынешней власти, но и значительно ограничивает ресурсы нашего государства при решении экономических вопросов.

И именно поэтому сейчас крайне важно провести те реформы, которые смогут дать максимальный эффект при минимальных затратах, то есть позволят эффективно использовать имеющийся в стране капитал. Мы считаем, что именно сейчас власть не только может, но и обязана проводить реформы вместе с крайне жесткими мерами как для смены экономической системы, так и для достижения победы над внешним агрессором.

Даже если сейчас наступит "шаткий мир", основная сторона конфликта на востоке никуда не денется: пока политический режим в соседней стране-агрессоре останется без изменений, государственность Украины будет находиться под угрозой.

Вероятность военных конфликтов с Россией будет оставаться высокой, пока ее территориальное устройство будет оставаться без изменений. Большинство украинцев хочет, чтобы их страна была частью Европы, тогда как Россия, когда-то имперская метрополия, им это "запрещает".

Поэтому Украина, по сути, должна существовать в условиях, схожих с Израилем, — "сидеть на пороховой бочке", как можно быстрее развивая эффективную систему защиты от постоянной угрозы вторжения. А поскольку Россия обладает большим ресурсным потенциалом, нам необходимо построить такую систему, которая бы эффективно распределяла ограниченные ресурсы нашего государства, в том числе и на военные цели.

Это не означает, что мы должны вернуться к централизованному планированию. Скажем больше: история конфликтов ХХ-ХХІ столетий показывает, что наиболее эффективные армии мира как раз в странах с рыночной экономикой.

Проанализировав конфликты за последние 70 лет, мы пришли к выводу, что вероятность победы больше в случае существования в стране рыночной экономики, большей демократизации общества. Государства, отвечающие этим условиям, выигрывали в 77% конфликтов из выборки (из 73 конфликтов, в которых страны с рыночной экономикой противостояли странам с нерыночной экономикой, первые победили в 56 случаях).

Такие страны выигрывают потому, что они могут привлечь больше ресурсов, создать более мощные союзы, солдаты лучше тренированы и снабжены, более мотивированы. Такие результаты совпадают с данными научных исследований (например, анализ войн 1818-1992 гг. Райтера и Стама, 2002 г.)

Таким образом, война, даже "скрытая", все упрощает — и если мы хотим победить в нынешнем и возможных будущих конфликтах, нужно действовать немедленно. Главным рецептом для Украины при этом должно стать развитие действительно эффективной рыночной экономики. Нужно также помнить, что это дополнительная предпосылка для усиления финансовой и другой помощи для Украины от Запада (что связано как с большей прогнозированностью экономических показателей, так и с вопросом изменения цивилизационной идентичности Украины).

Кроме войны, есть еще несколько причин для срочного проведения реформ. Если элита будет стараться сохранить старую олигархично-клептократическую систему, то есть большая вероятность нового Майдана.

Под такой системой я понимаю контроль над властью теми олигархами, которые могут зарабатывать только за счет разворовывания государственных средств. То есть, если будет сохранен "дерибан" тем или иным образом, люди снова могут выйти на Майдан. И тогда Украина может повторить опыт 17-го года прошлого века, когда сразу после буржуазно-демократической революции состоялась еще одна, с печальным продолжением.

Более того, существует очень высокая вероятность того, что если клептократы никуда не денутся, а государство будет продолжать удовлетворять запрос на патернализм со стороны общества, то мы быстро окажемся на грани экономического коллапса начала 90-х с гиперинфляцией, высокой безработицей и бандитизмом.

Кредит доверия к власти как со стороны народа, так и со стороны западных институтов достаточно ограничен. В 2005—2006 годах Запад был разочарован Украиной — реформы, обещанные элитой, не состоялись. Сейчас у власти еще есть определенный запас времени, в частности потому что люди не понимают важность радикальных экономических реформ.

Но если в ближайшее время не будут происходить перемены в существующей системе, а люди не почувствуют, как эти перемены обеспечат экономический рост Украины и обеспеченную жизнь конкретно для них, уровень недоверия граждан к власти начнет быстро расти.

Итак, на наш взгляд, правительству нужно срочно проводить реформы. Основные из них должны быть реализованы комплексно и одновременно, потому что только так они будут эффективными. Причем если реализация реформ не происходит по такому сценарию, то Украина может оказаться в западне "too little, too late", когда поверхностные изменения слишком незначительны для достижения поставленной цели, но времени на смену подхода на более радикальный уже нет.

У власти должна быть политическая воля провести именно сложные реформы, и чтобы сделать это, должна существовать одна парадигма проведения изменений в системе. В частности, в рамках развития действительно рыночной экономики правительство должно отказаться от ее административного "ручного" регулирования, качественно изменив роль государства на обеспечение эффективности рынков.

К сожалению, определенные сигналы сейчас дают понять, что не все члены новой власти это понимают и придерживаются такой точки зрения. Еще в марте у нас существовали подозрения, что существующая власть психологически не готова проводить реформы — и эти сомнения пока никуда не делись.

Власти нужно изменить парадигму проведения реформ, отказаться от практики их реализации на основе "визии". Например, программа реформ, успешно реализованная в одной стране, может оказаться неэффективной, если ее внедрять у нас, или же она может быть уже устаревшей для данного этапа развития общества.

Поэтому при проведении реформ мы должны относиться к этому процессу как к обучению, использовать метод проб и ошибок: от неэффективной программы нужно будет отказаться или корректировать ее, проверять другие гипотезы. Причем учиться надо не только на своих ошибках. Потому что в любой другой стране при проведении похожих реформ были свои ошибки, и есть много исторических данных, почему они были допущены и какой дали результат. Украине нет смысла повторять ошибочный путь, если это можно предотвратить, сделав дополнительный анализ.