Рост цен на коксующийся уголь: долго ли металлургам ждать коррекции?

Из-за резкого роста мировых цен на коксующиеся угли украинские металлургические предприятия вынуждены тратить все большие средства на закупку импортного высококачественного угля и кокса. И хотя ценовой тренд в ближайшее время может развернуться, маловероятно, что в ближайшее время металлурги получат существенное облегчение по угольным ценам
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

С начала 2016 года цена на австралийские твердые коксующиеся угли премиум-класса выросла уже более чем в 3,7 раза, до $289 за 1 тонну. Причем основной рост, в 2,9 раза, пришелся на четыре последних месяца — август-октябрь. Это основной индикатор мирового рынка коксующихся углей, поэтому влияние дорогого угля ощутила практически вся мировая сталеплавильная индустрия.

На украинскую экономику это оказывает негативное влияние из-за высокой зависимости отечественной металлургии от импорта коксующихся углей.

Согласно данным ОП "Укрметаллургпром", за 8 месяцев 2016 года Украина увеличила импорт коксующихся углей на 24% до 7,8 млн тонн. Доля иностранного топлива в общем объеме потребления выросла до 66%, по сравнению с 62% за аналогичный период 2015 года. Таким образом, украинские металлургические бизнес-группы должны были уже столкнуться со значительным ростом долларовых расходов на уголь, которые почти не компенсировались ростом цен на сталь.

Бурный рост стоимости коксующихся углей стал полной неожиданностью для рынка. Спровоцировавший его дефицит в Китае, крупнейшем мировом потребителе этого сырья, образовался в результате комбинированного эффекта отраслевых трендов и целого ряда случайных факторов.

Прежде всего дала о себе знать политика правительства Китая, направленная на снижение излишних угледобывающих мощностей в стране. Изначально планировалось сократить неэффективную добычу именно энергетических углей, и повышения цен на них с помощью сокращения максимально допустимого количества рабочих дней на шахтах с 330 до 276 в год.

Но в результате ограничения рабочих дней также резко снизилась добыча коксующихся углей.

Ситуация обострилась после наводнений на севере страны в июле-августе. Они повредили магистральные автотрассы и железнодорожные пути, которые использовались для транспортировки угля из основных угледобывающих провинций. В итоге китайские металлургические компании были вынуждены наращивать импорт. За девять месяцев этого года он вырос на 17% до 56 млн тонн.

Однако ведущие мировые производители коксующихся углей не смогли полностью удовлетворить спрос. Сыграло критическую роль снижение экспорта коксующихся углей из США. Их ежемесячные объемы отгрузки на внешние рынки в этом году упали более чем в два раза до 3 млн тонн. В результате европейские металлургические комбинаты, основные потребители северо-американских углей, увеличили закупки в Австралии. Но в этой стране погода также внесла свои коррективы. Необычно сильные дожди привели к перебоям поставок из Квинсленда — одного из ведущих угледобывающих штатов. Ряд дополнительных технических сбоев и аварий на австралийских шахтных производствах усугубил ситуацию.

Все вместе, эти факторы привели к резкому сокращению складских запасов коксующихся углей в Китае. Вследствие этого с началом сезонного пика спроса в сентябре-октябре цены взлетели вверх.

Как долго продлится период таких высоких цен на коксующиеся угли — основной вопрос, который себе задают сейчас участники рынка. Многие справедливо отмечают, что ослабление производственных ограничений, предпринятое китайским правительством в экстренном порядке, не сможет привести к росту производства способному быстро ликвидировать дефицит. В то же время многие из факторов, оказавших влияние на рост цен, имеют краткосрочный характер.

Так, проблемы транспортировки угля внутри Китая уже практически ликвидированы. Сбои в производственно-сбытовой цепочке австралийских компаний также могут быть устранены в течение относительного короткого периода. Более того, в наращивании морских поставок могут принять активное участие северо-американские компании. Ведь в их распоряжении остается достаточно простаивающих мощностей, готовых к возобновлению добычи. Наконец, поскольку строительный сезон в Китае в этом году подходит к концу, будет ослабевать и влияние одного из основных факторов — спроса на сталь.

Поэтому вполне вероятно, что вскоре начнется коррекция цен на коксующиеся угли.

По оценкам группы ICU, рост цен на коксующиеся угли близок к своему пику и к концу 2016 года коксующиеся угли могут подешеветь до $180-220/тонна. Основные причины — это сезонно слабеющий рост спроса на сталь в Китае и увеличение предложения самого угля, как за счет роста добычи в Китае, так и наращивания морских поставок. Однако маловероятно, что отрасль сможет среагировать достаточно быстрым ростом предложения на образовавшийся угольный дефицит. Поэтому цены смогут вернуться к уровням июля-августа 2016 года — $100-130/тонна — не ранее чем через 4-6 месяцев.