В Киеве стоимость услуг интернет в 2,5 раза ниже, чем в России — директор сети "Ланет"

Директор компании "Ланет Нетворк" Мариан Ивасюк рассказал Delo.UA о том, почему на рынке интернет-доступа рекомендация друга или соседа является одним из главных способов привлечения клиентов
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

На рынке мобильной связи абонентская база операторов уже давно сформирована. Как обстоят дела на рынке интернет-доступа?

Можно с уверенностью сказать, что киевский рынок полностью насыщен, и сейчас происходит перераспределение абонентской базы между провайдерами. Столицу уже нельзя назвать "лакомым" городом. В Киеве остается только переманивать абонентов у конкурентов.

Что касается всей Украины, здесь есть куда расти: согласно последним исследованиям, общенациональное проникновение Интернет в Украине составляет лишь 35% (против 90% в Киеве. — ред.) Именно поэтому большинство крупных провайдеров активно работают в небольших городах и даже селах. Например, мобильный оператор "Киевстар", который не так давно стал еще и интернет-провайдером, предпочитает внедрять свои услуги в городах с населением от 50 тыс. человек. Такой город может быть небольшим, но он должен иметь многоэтажные застройки. Когда в него заходит большой игрок, то за счет своего масштаба и низких цен он может очень быстро набрать абонентскую базу. Немного другая ситуация наблюдается в секторах с частной застройкой — там за подключение можно брать плату около 1 тыс. грн. Таким образом, провайдер компенсирует свои затраты, а абонент сразу приносит прибыль.

Но ведь для привлечения абонентов понадобятся серьезные маркетинговые усилия?

Интернет-провайдер "Воля", который сейчас является лидером в Киеве (20% домохозяйств. — ред.), дарит абонентам полгода бесплатного подключения, но этот инструмент могут себе позволить только крупные игроки.

У нас стратегия несколько другая — работа на перспективу, а она возможна только за счет качества. Сегодня "сарафанный маркетинг" играет все большую роль в привлечении абонентов. На рынке интернет-доступа рекомендация друга или соседа является одним из главных способов привлечения клиентов.

Конечно же, у нас остаются "холодные" звонки, полиграфия, наружная реклама, но мы стараемся делать упор на "сарафанное радио". А это значит работать на качество — изо дня в день улучшать качество предоставляемых услуг, налаживать обслуживание, предотвращать очередь при звонках абонента в call-центр, создавать удобные способы коммуникации с клиентом: личный кабинет, почту, социальные-сети, SMS.

В "Воле" говорят, что у компании сложилась не самая позитивная репутация среди абонентов, и с этим тяжело бороться. Как вы работаете над своим имиджем?

Отзывы клиентов о компании "Воля" не лишены оснований — достаточно прийти в их центр обслуживания абонентов и простоять час в очереди. Мы же делаем все, чтобы нашему пользователю не было необходимости ехать в офис. В сети "Ланет" работа с клиентами в основном происходит удаленно: по телефону, в личном кабинете, в онлайн-сообществе поддержки, в социальных сетях и по электронной почте. Мы мониторим большое количество интернет-ресурсов для отслеживания отзывов и оперативного на них реагирования.

Планируются ли дальнейшие инвестиции в сеть?

Пожалуй, мы единственная интернет-компания в Киеве, которая продолжает строить свою сеть. В прошлом году мы расширили покрытие сети на 40%. По состоянию на 1 сентября 2013 года покрытие "Ланет" достигло 400 тыc. домохозяйств — это около 40% всех домохозяйств Киева. До конца года мы планируем закончить строительство сети в Голосеевском районе столицы. Весной 2014 года мы начнем работы на Левом берегу (начиная с Троещины). Затем мы направляемся вниз по течению Днепра в Днепровский район — Русановка, Воскресенка и так далее. За прошлый год мы охватили более 100 тыс. новых домохозяйств, в 2013 году планируем охватить столько же.

Что сейчас является основным двигателем трафика?

Активно набирают популярность социальные сети. Но сейчас, безусловно, основным двигателем трафика является видео. Доступ на такие сайты, как ex.ua, fs.to и megogo.net составляет до трети всего трафика в пиковые часы.

В Киеве большинство пользователе смотрят видео онлайн, так как это позволяет скорость интернет.

Можно ли ожидать повышения цены?

Да, среди участников рынка этот вопрос активно обсуждается. Но на текущий момент это скорее будет не повышение, а ограничение нижнего порога цен для новых подключений. Повышение качества услуг в условиях перманентного демпинга невозможно.

Примечательно, что стоимость услуг интернет-провайдеров в Киеве едва ли не самая низкая в мире. У нас тарифный план со скоростью доступа в 100 Мбит/с стоит меньше $10. В России эта цифра минимум в 2,5 раза больше, даже если не брать во внимание Москву.

Такие показатели, к сожалению, не идут на пользу рынку. Рынок ШПД очень капиталоемкий и если не получать прибыль от абонента — развиваться в условиях дорогих кредитов просто не будет возможности.

Есть опасения, что власти Украины пойдут по стопам России и будут требовать от интернет-провайдеров информацию о пользователях. Если это произойдет, какой будет позиция компании?

Мы стараемся работать исключительно в рамках правового поля. Если к нам поступает правильно оформленный запрос с соответствующим постановлением суда, отказать мы не имеем права.

Каких изменений на рынке стоит ожидать в ближайший год?

Стоит обратить внимание на нескольких игроков на рынке и вы тут же увидите тенденцию. Freenet объявил о получении 30 млн грн инвестиций и заявил о намерениях по поглощению. IPnet пошел по схожему пути. Крупные компании завершили строительство собственных сетей и перешли на путь поглощений.