«Аснова холдинг», директор и основной владелец «Бюро вин» Владимир Шаповалов, рассказал, что вложил в новый бизнес 6 миллионов долларов.
Владимир Иванович, расскажите, как зарабатывали свой первый миллион?
Начинали с торговли. В те времена многие так стартовали. Продавали разную ходовую продукцию, но быстро остановились на том, что является сегодняшним ассортиментом. Это бытовая химия, товары по уходу, косметика.
Начинали с магазинов под брендом ДЦ. Чья была идея заняться розницей?
В нашем случае изначально была не идея, а случай.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaЭто сейчас мыслим категориями: идея, бизнес-проект, инвестор. В настоящее время планируем вперед на много лет, разрабатываем стратегические и тактические планы. Тогда этого не было.
Были желание заработать деньги и возможность арендовать помещение в «Кинопанораме» (некогда популярный кинотеатр на улице Шота Руставели в Киеве. — «ДЕЛО»). Первоначально отталкивались от этой возможности. Думали: «Что делать?» Место в центре, значит, логично продавать. Тогда возник вопрос: «Что продавать?» Сигареты и «марсы» — ассортимент любого ларька.
Сейчас сигареты не продаете? Не замечала их в ваших магазинах.
Сейчас не продаем. Со временем что-то ушло, что-то добавилось.
Дистрибуция, ритейл, логистика
Как повлияло сотрудничество с «Проктер энд Гэмбл»?
Значительно, но не столько на решения в отношении ассортиментного ряда, сколько на развитие бизнеса. В 1995 году начали работать с их дистрибьютором, и уже в 1996 году подписали дистрибьюторский договор.
У вас, если не ошибаюсь, в этом направлении бизнеса есть партнеры?
Да, нас семеро. Мы вместе уже 15 лет — не меньше.
И не перессорились?
Нет, не перессорились.
С ростом объемов осознали необходимость развивать собственную складскую логистику или была другая причина, побудившая обзавестись «Коморой-С»?
Тогда это, скорее всего, было стечение обстоятельств. Был кризис и, как ни странно, появились свободные средства — они вышли из оборота. Нужно было решить, во что их вложить. Производство, доставшееся в «наследство» вместе с цехом, оказалось нерентабельным, поэтому мы его свернули. При этом освободились площади.
У «Проктера» («Проктер энд Гэмбл». — «ДЕЛО») в этот момент начались проблемы с их тогдашним поставщиком складских услуг — все сошлось.
Сколько инвестировали, чтобы запустить проект «Комора-С» (логистический комплекс в составе «Аснова холдинг»)?
На самом деле не так уж много — несколько сотен тысяч долларов. Отремонтировали цех, залили бетоном полы.
Тогда переоборудовали промышленный объект, сейчас строите новый логистический комплекс в Калиновке. Что подтолкнуло?
По мере развития пришел совсем другой подход: планирование, понимание того, куда хотим прийти. Когда у складского оператора имеются свои склады, это существенное конкурентное преимущество.
Какую сумму уже инвестировали в «Калиновку»?
Не могу назвать точную цифру, сколько вложено на сегодняшний день. Всего по проекту — около 80 миллионов долларов, причем преимущественно за счет кредитных ресурсов.
На каких условиях привлекаете заемный капитал?
Семилетний кредит от банковского синдиката с участием IFC (Международной финансовой корпорации. — «ДЕЛО»), крупных европейского и американского банков.
С какой целью вы привлекли иностранного партнера в этот проект?
У нас не хватило бы опыта и средств качественно реализовать проект. Варианты были такие: делать не очень качественно самим или как надо с сильным партнером. Мы выбрали второй путь.
Уже думали о привлечении клиентов на эти площади?
Основным клиентом будет «Комора-С». У этого оператора большая потребность в складах.
А с другими потенциальными арендаторами переговоры ведутся?
Не ведутся, поскольку еще неизвестны сроки окончания строительства.
А как будете делить прибыль либо убытки со своим партнером?
Пополам.
Поделитесь, почему два года назад продали 65% уставного фонда сети ДЦ?
Первая причина — на тот момент в нашем портфеле были бизнесы, которые требовали инвестиций. Вторая причина — наступил такой момент, когда хотелось не только развивать бизнес, но и изъять часть денег.
Кстати, о деньгах. Как много выручили от продажи контрольного пакета ДЦ?
Увы, условия сделки не позволяют мне озвучить эту цифру.
Насколько сильно сейчас влияние «Аснова холдинг» в этой структуре?
Де-факто сетью ДЦ управляем не мы, а Watson.
Как сейчас себя чувствует персонал ДЦ? Нет напряженности после смены владельца?
Этот вопрос логичнее было бы задать тем, кто там сейчас работает. Я не задавал провокационных вопросов, когда лучше — тогда или сейчас. Но я часто пересекаюсь с персоналом ДЦ — их главный офис расположен в том же здании, что и офисы «САВсервиса» и «Асновы». Весь управленческий состав, кроме директора, там тот же. У меня не сложилось впечатление, что персоналу дискомфортно работать при новом владельце.
Дмитрий Крымский, бывший директор ДЦ, работает с вами?
Да, мы партнеры в «Бюро вин» (компании принадлежит супермаркет GoodWine. — «ДЕЛО»).
Расскажите о сотрудничестве с «Проктер энд Гэмбл». В частности, как за последние 5-10 лет изменились объемы, которые проходят через подразделения холдинга?
Объемы дистрибуции продукции «Проктер энд Гэмбл» растут. И растут существенно. Наша доля устоялась давно. На рынке за последнее время не было никаких слияний либо переделов территории. Мы покрываем треть территории Украины и реализуем 40% продукции «Проктера» на украинском рынке уже много лет без каких-либо скачков.
Компания «Проктер энд Гэмбл» очень щепетильна в отношении цены для конечного покупателя. Это не может не отражаться на всех посредниках в цепочке от «Проктера» до потребителя. Значит, есть какие-то ограничения для дистрибьютора. Как они менялись на протяжении, скажем, последних 10 лет?
Да, наценка регулируется, год от года условия меняются, но это не колоссальные изменения.
О каком порядке цифр можно говорить? Какая рентабельность продаж продукции «Проктер энд Гэмбл»?
Не больше, чем 1,5%.
А в среднем какова рентабельность всего дистрибуционного бизнеса?
Близка к трем процентам. Продажи — около двух миллиардов гривен в год.
До недавнего времени вы были главой правления «Асновы».Что-то кардинально изменилось в холдинге после вашего выхода из правления?
Что-то наверняка изменилось.
Не интересуетесь, что именно?
Я не сторонник пассивного участия. Если занимаюсь бизнесом, то погружаюсь в него с головой или не вмешиваюсь.
Сейчас занимаетесь вашим новым детищем — магазином GoodWine. Сколько вложили в ваш новый бизнес?
Шесть миллионов долларов в порядке убывания пошли на: товар, поскольку весь импорт идет по предоплате, покрытие убытков на старте, ремонт и обустройство помещений.
В какую сумму вылились ремонт, дизайн, стеллажи, холодильники и тому подобное?
Дизайна особого не было. От момента подписания договора с арендодателем до открытия магазина мы уложились в семь недель. Ушло около полумиллиона долларов.
Создать сеть по аналогии с ДЦ не планируете?
Планируем. Но второй магазин ДЦ открылся через три-четыре года после первого.
Многое упирается в деньги. На одном опыте не выедешь. Это будет зависеть еще и от моей возможности инвестировать.
Такой контраст — масштабная оптовая и розничная дистрибуция и винный супермаркет. В чем причина? Это бизнес, хобби, мечта?
Это бизнес. Хороший бизнес. Но начать с другого объема не было возможности. Да и логично начинать с нуля.
Захотелось делать, «что хочу и так, как я хочу»?
Если коротко, то именно так. В определенный момент захотелось большей свободы.
Бизнес на винах
Поговорим о вашем новом бизнесе. Откуда берется товар, представленный на полках?
Вино — достаточно интересный продукт. Это и разные цены, и разные каналы поставок: 60% продукции, представленной в нашем магазине, импортируем мы, оставшиеся 40% — другие импортеры. Если говорить о нашем импорте, имеется два основных канала поставок. Покупаем непосредственно у производителей — это большая часть объема. Меньшая часть — это то, что у производителей приобрести нельзя. Например, редкие вина, которыми давно уже не владеет их первый хозяин, поскольку он старые вина не хранит, а значит, и не продает. Производитель продает вина сразу, а уже другие, так называемые негоцианты (торговцы. — «ДЕЛО»), их хранят и дальше реализуют.
Можно поинтересоваться географией поставок из ваших 60%?
Прежде всего Италия и Франция. Рынок Италии отличается тем, что тут нет негоциантов. Закупки производятся либо непосредственно у производителей, либо у концернов, которые объединяют небольших производителей. Во Франции ситуация иная — реализацией основных объемов занимаются негоцианты. Некоторые вина вообще невозможно купить у производителя — есть несколько негоциантов, которые все выкупают. Так исторически сложилось.
Второй канал — это Новый Свет. Прямые поставки идут из Аргентины и Чили. Ни ЮАР, ни Новая Зеландия, ни Австралия нами напрямую не охвачены.
Это в планах?
Да. Мы развиваемся. Есть еще логистический аспект. Чтобы получить хорошую себестоимость, нужно везти целый контейнер. Везти их из всех стран мира — экономически нецелесообразно.
Откуда еще завозите?
Германия, Испания, Португалия, Швейцария. Эти вина мы покупаем напрямую у производителей.
А если говорить о винах других импортеров, это может быть Чили или Италия?
Вполне.
А грузинские и украинские вина есть?
Есть грузинские. Из наших только «Массандра» и «Колонист».
Сколько наименований вин представлено на полках?
Около трех тысяч. Привезти на сегодняшний день можем около восьми тысяч вин. Например, коллекционерам под заказ.
Кстати, у вас тут и крепкие напитки имеются… Коньяки, например.
Недавно пришла наша вторая поставка виски. Первоначально не планировали, но когда зашли на этот рынок, поняли, что есть смысл завозить и такие напитки. Арманьяки, кальвадосы — названия, которые я раньше и не слышал. Текила и водка.
Что-то еще, помимо вин и крепких напитков, планируете добавить?
Планируем импортировать деликатесную продукцию, посуду.
Сами импортируете, сами продаете… Наверное, можете себе позволить предложить покупателю хорошую цену?
Это и делаем. Наша стратегия — зарабатывать на обороте, а не на наценке.
Работает? Объемы продаж соответствуют вашим ожиданиям?
Планировали в первый год через магазин (без оптовых продаж) продать продукцию на 10 миллионов долларов. По этому плану и идем.
Помимо ассортимента и цен, чем ваш супермаркет GoodWine отличается от супермаркетов и специализированных магазинов, где можно приобрести вино?
Есть вина, которые завозим только мы, и их не купить в другом месте. Супермаркеты, как правило, не могут себе позволить держать на полках некоторые вина, в частности дорогие. Мы можем работать с более низкой наценкой, в том числе и на продукцию других импортеров, чего не будет делать супермаркет. У нас нет борьбы за покупателя внутри магазина.
От специализированных магазинов отличаемся тем, что охватываем средний класс. Например, из Чили мы привезли вина от четырех производителей с разным уровнем цен.
Кстати, а как нашли консультантов?
У меня такой подход. Надо найти HR-менеджера, а он уже будет думать, как искать людей.
Расскажете, как рекламируете свой магазин и как много на это уже потрати-ли?
На радио плюс работа с целевой аудиторией. А потратили почти миллион гривен.
А на акции в магазине?
В 5-10 раз меньше.
Ощущаете себя специалистом по винам?
По винам — нет.
А в винном бизнесе?
Понимаю, что и как нужно делать. Чувствую себя вполне уверенно.
Владимир ИвановиЧ Шаповалов
Родился в 1968 году в Баку.
1993 год — окончил Киевский государственный университет имени Тараса Шевченко (механико-математический факультет).
1992-2003 годы — директор дистрибуционной компании «САВсервис».
2003-2006 годы — председатель правления компании «Аснова холдинг».
С 2007 года — директор «Бюро вин».
Женат. Воспитывает трех дочерей.
Учредители
компании
«Аснова холдинг»:
Анатолий Строган,
Вадим Нагурный,
Владимир Шаповалов,
Иван Капетий,
Максим Сафонов,
Олег Барышевский,
Сергей Шаповалов.
«Аснова холдинг»
Основные направления деятельности: дистрибуция, розничные продажи, складская логистика.
1992 год — основана дистрибуционная компания «САВсервис» (на сегодня — филиальная сеть, которая охватывает 12 областей Украины).
1993 год — создана розничная сеть ДЦ (на сегодня — 123 магазина и 14 аптек в 16 областях). В 2006 году 65% уставного фонда ДЦ-Украина продано A.S. Watson Group.
В состав холдинга также входят логистический комплекс «Комора-С» (55 тыс. кв. м складских площадей), супермаркеты ДЦ-плюс, предприятия «ЭСМА» и «С.О.Т.Би». Совместно с Raven Russia Limited строится «Логистический центр «Калиновка».
2,1 млрд. грн.
составил оборот «Аснова холдинг» в 2007-2008 финансовом году. Прибыль EBITDA (до уплаты налога на прибыль, акцизов, процентов и начисления амортизации) «Аснова холдинг» без учета финансовых результатов деятельности ДЦ за тот же период составила 106 млн. грн.