Таксисты как мерило осведомленности людей

Фобия сланцевого газа шагает по стране, и представители сферы обслуживания благодаря распространенности СМИ становятся экспертами во всех областях

Давеча ехали мы с друзьями в такси и слушали занятный почти-монолог шофера. Водитель разглагольствовал о сланцевом газе, который, видимо, был для него настолько животрепещущей темой, что он даже решил поделиться своими размышлениями с нами.

Вот о чем размышлял таксист. По его мнению, сланцевый газ таки очень вреден для украинской экологии. И он благодаря радионовостям знает об этом все: что гидроразрыв нарушит геологию, что компании будут выливать отработанный раствор просто так, на землю, что это в конечном итоге отравит воду и придет Армагеддон. И он абсолютно искренне считает, что все это сделано только для того, чтобы разворовать и так скудный украинский бюджет. И что иностранные компании — только прикрытие для наших чиновников.

И так думают не только киевские таксисты. Так думают и таксисты Харькова, Львова, Краматорска и Ивано-Франковска. Наверное, в каждом городе можно встретить такого эксперта по добыче сланцевого газа — это может быть кондуктор в троллейбусе, продавец супермаркета, бабушка на лавочке под подъездом (не все же лавры водителям такси). А специалистами они становятся благодаря беспорядочной работе украинских СМИ.

Нет, дорогие коллеги, я отнюдь не обвиняю вас в непрофессиональности. Просто есть у нас одна маленькая общая проблема — отсутствие баланса в новостях. Понятно, что властям, утверждающим, что все будет хорошо и Украина получит дешевый газ, никто не верит, в том числе и мы. Но разобраться в том, как же добывают сланцевый газ и просто понять, что оппозиция дает законопроекты по мораториям на добычу не только потому, что они радеют за будущее Украины, а еще и потому, что им просто некогда прочитать массу документации по этому вопросу, а мы иногда ленимся это сделать. Мы просто распространяем информацию, которую где-то от кого-то услышали, порой боясь составить свое мнение по этому вопросу и крайне страшась им поделиться.

Вот что я сказала таксисту: "Я верю, что такие компании, как Shell и Chevron, не будут чрезмерно рисковать своим именем ради какой-то "пустышки". Да, техногенные катастрофы случаются и на нефтяных платформах, и могут произойти при добыче сланцевого газа здесь, в Украине. И у нас в стране почти ничего не делается без коррупции, поэтому компания "СПК-Геосервис", участвующая в разделе продукции, вызывает у меня смутные сомнения. Но в то же время я считаю, что, если хорошенько взвесить все риски, провести необходимые исследования, общественные слушания и работу с журналистами, мы сможем пересесть с российской газовой "иглы" на другие источники. И я считаю, что это правильно, потому что даже в госучреждениях проводят тендеры, чтобы найти лучшие условия для покупки продукта или услуги (хоть и не всегда это происходит честно)". Я рассказала ему о технологии гидроразрыва и о том, что западные компании помешаны на безопасности. О том, что сланцевый газ пока еще никто не добывает и вопрос состоит в том, найдут ли его здесь и будет ли удобным его разработка. И что это вопрос не решится менее чем через пять лет. И что законодательство в США явно не хуже нашего, а Штаты уже позволили добычу давно и вполне успешно. А добыча — это новые специалисты, новые рабочие места, новая жизнь и инфраструктура для тех областей, в которых планируется внедрение проекта.

А таксист все равно мне не поверил. Потому что для него то, что он услышал из динамиков — это та самая истина в последней инстанции. И он будет верить словам Томенко, которые услышал по радио или выступлению Кожары по телевизору. Потому что они знают лучше.