"Топ-менеджеры фестиваля должны драйвить процесс, но оставаться рыночниками" — президент ОМФК Виктория Тигипко

Накануне Одесского международного фестиваля его президент Виктория Тигипко рассказала о деньгах, драйвовых топах и фильтрации украинских киноталантов

В преддверии IV Одесского международного фестиваля Delo.ua расспросило президента ОМФК Викторию Тигипко о том, как работает фестивальная команда и что приближает ее к цели — попасть в топ-3 фестивалей Восточной Европы.

О масштабе ивента под названием ОМФК-2013, который начнется завтра и продлится 9 дней, можно судить по таким цифрам:

  • 100 фильмов в 12 конкурсных и внеконкурсных программах.
  • 30 стран мира — география фестиваля.
  • 9 open аir: 2 — на Потемкинской лестнице и 7 — на Ланжероновском спуске
  • 9 музыкальных и арт-ивентов.
  • 600 слушателей Летней киношколы.
  • 1,5 тыс. участников Профессиональной секции.
  • 900 аккредитованных журналистов.
  • 100 тысяч зрителей ожидают организаторы.

Сегодня в Украине есть два кинофестиваля. Кроме 30-летней "Молодости", хотя и переживающей трудности среднего возраста, но преданно любимой фанами, круто стартанул четыре года назад фестиваль в Одессе. С каким бюджетом вы делаете ОМФК?

3,5 миллиона евро. Это считая и деньги, и услуги. Например, скидки партнеров составляют около 1 миллиона.

Какова модель финансирования? Кто дает деньги?

Финансовый вклад государства — 15% от общей суммы. В этом году Госкино выделило 1 миллион гривен, Одесская областная администрация — 3 миллиона, еще 1 миллион мы получили от мэрии.

Остальное — спонсоры и партнеры. Около 5 миллионов гривен дает генеральный партнер ТАСкомбанк. Кроме того, банк является партнером Украинской национальной кинопремии, которую в этом году решили разделить на две номинации. Будет вручена награда за лучший полнометражный фильм — 50 тысяч гривен, а так же наградят лучший короткометражный украинский фильм — 10 тысяч гривен. Всего же у фестиваля сотни партнеров.

Чем рискованна такая схема финансирования?

Должно быть много партнеров, тогда риск уменьшается.

Фестивальные "рыночники"

Кроме денег, что делает успех фестиваля?

Важно, чтобы первые лица топ-менеджмента культурного мероприятия были теми людьми, которые драйвят процесс. Чтобы они любили то, что делают. Если любят и стоят у руля — проект состоится. При условии — и это второй момент — они должны быть рыночниками.

Что значит "рыночники" в фестивальном контексте?

Те, кто понимает, где есть спрос на их предложение. Считаю, наша фишка именно в этом. К потенциальным партнерам мы никогда не идем с вопросом "А чего вы хотите?" Сначала мы анализируем, есть ли какое-то зерно разумности для компании в поддержке фестиваля. И, предлагая партнерство, четко показываем, какая выгода для компании. Если только это не меценаты — то есть те, кому не жалко заплатить за вход 6-12 тысяч гривен как личный взнос в фестивальное движение.

Чем привлекаете спонсоров?

Это реклама, которую некоторые из компаний не могут дать в телеэфире из-за специфики продукта. Это аудитория, которую мы захватываем — в основном молодые женщины. Это общий brand awareness.

У нас в партнерах в этом году появились компании, которые работают с Каннским и Берлинским кинофестивалями — радует, что мы попали в этот пул. Например, "Лореаль" установят "капсулу" перед фестивальным дворцом, где все желающие смогут навести красоту.

Постоянно онлайн

Вы как-то сказали про фестиваль: сам себе режиссер тут не работает, хотя личность в истории и важна, но нужна команда. А в чем специфика команды, работающей на огромном культурном ивенте ?

Фестиваль — это прежде всего таланты, которые на него приезжают. И фестивальный менеджмент должен не только управлять процессами, уметь мыслить проектно, но и находить правильный подход к этим талантам. А значит, говорить с ними на одном языке: профессиональном, понятном им и воспринимаемом ими.

Вы считаете себя таким профессионалом?

Я — кинолюбитель. Потому оцениваю будущий фестивальный контент с точки зрения зрителя. Категория, которую мы выбрали — арт-мейнстрим. Это не радикально, не резко, не слишком социально. Это интеллектуальное кино. Но кино понятное и кино, которое трогает за живое.

Почему не взяли какую-нибудь звезду в качестве лица фестиваля? Например, в России Московский кинофестиваль четко ассоциируется с Никитой Михалковым.

Михалков — это совпадение. И он не звезда, а "рабочая лошадь". Фестивальный топ-менеджмент и должен быть таким — рабочими лошадьми. Ведь фестиваль — это большая стройка. И я, и Денис Иванов (директор ОМКФ, руководитель дистрибьюторской компании "Артхаус Трафик" — Delo.ua) понимаем, зачем надо вставать в шесть утра, ложиться далеко за полночь — надо постоянно быть онлайн.

Фестиваль — это большая стройка. Фото: Дарья Гладских

Сколько человек в команде ОМФК?

25 человек из Киева, Одессы, России, Европы работают в оргкомитете. Причем костяк команды практически не меняется с первого года, а это хороший показатель. Ближе к фестивалю численность команды возрастает в 10 раз — к нам присоединяются волонтеры, которых с каждым годом все больше. В этом году на фестивале работает уже 300 волонтеров.

Денис Иванов, Виктория Тигипко, Александр Роднянский в Каннах

Какой участок самый нервный?

Самое сложное — это собирать контент, формировать программу. Тут всегда есть момент неизвестности. Это мы уже сейчас выработали железное спокойствие — что-то, да "выстрелит". Нужно просто больше ездить, больше смотреть, что мы и делаем (отборщиков у ОМФК — семь человек. — Delo.ua). Подключаем партнеров из стран в отделенных от нас регионах — в Азии, например, или Океании.

Надо все фильтровать и до последнего не терять надежду. В Каннах, например, в этом году: уже прошло полфестиваля, а результат для нас как отборщиков нулевой. А после экватора один за другим пошли фильмы, интересные нам. Например, фильм "Не угаснет надежда" Джея Си Чендора, который был показан вне конкурса в Каннах, станет у нас фильмом-открытием в этом году.

Кто делает атмосферу

Сергей Тигипко, заместитель председателя ПР и Виктория Тигипко, президент ОМКФ на Красной дорожке фестиваля. Фото: Дарья Гладских

Что на фестивалях Европы и США, где побывали, понравилось? Что взяли для Одессы?

Есть фестивали эмоциональные, а есть — неэмоциональные, постаревшие душой — когда после показа режиссер и съемочная группа выходят к зрителям, а те, развернувшись спинами, торопятся уйти из зала. О таких говорить неинтересно…

А из тех, которые очень понравились, — "Сандэнс" (национальный американский кинофестиваль независимого кино, проводится в Парк-Сити, штат Юта — Delo.ua)

Публика там другая? В чем главное отличие?

Если у нас аудитория — преимущественно молодые женщины, то там более взрослая публика. Там настолько приятная энергетика: полные залы, гипер-аншлаги.

Сам штат Юта, Роберт Редфорд (знаменитый актер, основавший фестиваль в 1981 году). Очень атмосферный фестиваль.

Понравился Роттердам. Все очень четко организовано, хотя там не уделяют много внимания церемониям открытия—закрытия. Другой подход, так как другое кино: сложное, резкое, авангардное. И директор фестиваля такой же.

… сложный, резкий, авангардный? А в Одессе кто и что делает атмосферу?

У нас очень благодарный зритель. Чувствуется его голод по хорошему кино.

Сейчас практически все можно найти в интернете...

Ну, не все можно найти. А тот, кто хоть раз пережил атмосферу Потемкинской лестницы, захочет таких эмоций еще и еще. (На Потемкинской лестнице на огромном экране каждый год показывают культовый фильмы немого кино в сопровождении симфонического оркестра.- Delo.ua). Такая фишка есть только у нас.

А есть е ще и такая фишка, как Красная дорожка с ее одесским своеобразием…

Я называю ее дорожкой крещения кино. И пусть по ней вместе с актерами и режиссерами проходят одесские чиновники и бизнесмены. Когда ты идешь по Красной дорожке, то уже чувствуешь себя причастным к кино, даже если фильм не понял. Но кто же признается, что не понял? Захочется понять — почитаешь, посмотришь еще раз. И потом, после эмоциональной встряски от фестивального кино по-другому начинаешь относиться к блокбастерам. Фильмы, которые не оставляют следа, уже просто не хочется смотреть.

ВИДЕО: Красная дорожка на ОМКФ-2013

А какие-то "бытовые" моменты на других фестивалях подсмотрели?

Подсмотрела в Санденсе, как организован общепит. Сделали похожее у себя. На других фестивалях этого очень не хватает. На Берлинале, например. Там нужно ходить в рестораны. Другое дело, что их очень много и они рядом. И получается, что вся тусовка собирается на одной улице, выходящей на Центральный дворец. В Одессе этого нет. На фестивале очень важен нетворкинг, клубность.

Да, кафешек в окрестностях главной фестивальной площадки не наблюдается, зато есть продмаг типа гастроном…

Потому в прошлом году возле фестивального дворца мы построили специальную площадку, где работают рестораны. А в этом году еще усовершенствовали это место: некоторые заведения готовят для фестиваля специальное меню и премьеры своих сезонных проектов.

Фильтрация талантов

Если раньше ерничали, мол , кинофестивали у нас есть, а кино - нет, то теперь так уже не скажешь…

В этом году мы получили заявки от 200 украинских фильмов, 4 отобрали в конкурс полного метра и 12 — в конкурс короткометражек.

Но зрители об этих фильмах практически не знают. Что, по-Вашему, является основным тормозом киноиндустрии? Что тут может сделать государство, а что — дело частных инвесторов?

Кинотеатры можно заставить показывать украинские фильмы в смотрибельное время, приняв какой-нибудь регулирующий акт Госкино. Но толку будет мало, если фильм не будет интересен публике. Украинское кино только начало возрождаться. Ему нужно дать время.

Сейчас — период фильтрации талантов. Благодаря господдержке режиссеры получили шанс проявить себя, снять то, что зацепит профессионалов. Три года назад никакой пробы пера не было, и никто никого на рынке не знал. Сейчас это возникает. И это важно, так как сделает для талантливых людей более легким доступ к финансированию тех же европейских кинофондов, представители которых, кстати, приезжают к нам на фестиваль, к копродукции. А работа с зарубежными профессионалами — это огромный опыт.

То, что происходит сейчас в украинском кино, похоже на стартапы, которыми вы занимаетесь?

Стопроцентно. Взять тот же питчинг (такая презентация кинопроектов украинскими режиссерами проходит в рамках Одесского фестиваля — Delo.ua). Там все происходит как с интернет-проектами. Мы смотрим, общаемся с командой, чувствуем сразу — будет-не будет. А затем вмешивается множество разных моментов, из-за которых фильм может не дойти до зрителя.

В Голливуде снимают в год 600 фильмов, и только 10% зарабатывают. А 90% — убыточны. Как и старапы. Из 100 проектов 10 — доплывают. Из них однин — звезда, три — хорошо работают, остальные просто работают. Такая вот статистика.

Поддерживать надо индивидуальные таланты или все-таки компании, как считаете?

Спорный момент. Мне ближе и понятней, что надо поддерживать талант. Под него найдется и финансирование. Но таланты тоже должны идти в ногу со временем.

Например, заметила, что сегодня люди хотят смотреть длинное кино. Казалось бы, парадокс: темп жизни ускоряется, а на фестивалях много фильмов, идущих около трех часов и дольше. Но при этом требовательность повышается. Выделив время на кино, люди хотят получить высокий градус эмоций. Хотят смотреть не пустотелые фильмы, а те, над которым можно плакать или смеяться.

А над какими фильмами вы недавно плакали?

Много фильмов, вызывающих очень сильные эмоции. Может ты и не плачешь, но настолько захвачен, что сразу пишешь рекомендации друзьям: всем смотреть. Почувствовал, пережил — надо поделиться. В этом вся суть.

Для меня кинематограф как неперсонифицированный советчик, прорабатывающий множество сложных жизненных ситуации, с которыми сталкиваешься или, не дай бог, придется столкнуться.