У Украины есть 1390 километров сухопутной границы, на которой можно развивать трансграничное сотрудничество со странами ЕС

Андрей Пышный, заместитель главы политической партии "Фронт Змін" – о значительных потенциальных возможностях Украины относительно развития трансграничного сотрудничества как со странами ЕС, так и с СНГ

Украина всегда откликалась на разумные предложения о сотрудничестве экономического, производственного характера, помогала в меру своих возможностей своим соседям – государствам, которые нуждались в такой поддержке или помощи. Сегодня же глобализация вообще стала неотъемлемым фактом современной жизни, который воздействует на политическую, экономическую, социальную и культурную сферы. Соответственно это повлекло реакцию государств на общеевропейском, национальном и региональном уровнях.

Развитие трансграничного сотрудничества было предусмотрено в 2000 году Программой интеграции Украины в ЕС и в 2002 году отнесено к приоритетным видам деятельности Украины и ЕС во время проведения заседания Верховного Совета по вопросам сотрудничества между Украиной и ЕС. В Украине трансграничное сотрудничество является одновременно инструментом развития пограничных территорий и фактором реализации ее евроинтеграционных стремлений, которые отображены в Государственной стратегии регионального развития Украины на период до 2015 года и Государственной программе развития трансграничного сотрудничества на 2007-2010 годы.

Украина имеет значительные потенциальные возможности относительно развития трансграничного сотрудничества, имея 1390 километров сухопутной границы со странами ЕС. Особенностью трансграничного сотрудничества Украины является то, что оно происходит не только на границах Украины со странами ЕС, а и на границах со странами, которые не входят в состав ЕС – Россией, Беларусью и Молдовой.
   
Мы должны понимать, что международная торговля позитивно воздействует на положение тех регионов, которые принимают в ней участие. Если не участвовать, то ничего положительного и не будет. Сотрудничество создает условия для ускорения роста доходов, однако вызывает негативное отношение со стороны слабых регионов, что может способствовать увеличению разрыва между наиболее богатыми и бедными регионами. Чтобы предотвратить негативное влияние глобализации, например, Совет Европы, куда входит и Украина, рекомендует всем государствам признать возрастающую роль регионов в решении экономических проблем развития государства, содействовать регионализации, расширять полномочия регионов.

Но трансграничное сотрудничество – это не только торговля!

Трансграничное сотрудничество направлено на преодоление негативных аспектов существования границ и последствий, которые возникли на пограничных территориях:
- это преодоление существующих стереотипов и предубеждений по обе стороны границы;
- устранение политических и административных барьеров между народами-соседями;
- создание хозяйственной, социальной и культурной инфраструктуры.

Посудите сами, в политике европейских структур – ЕС и Совета Европы – важное место занимает приграничное и трансграничное (или межрегиональное) сотрудничество в разных его формах. Оно рассматривается как универсальное средство широко понимаемой европейской интеграции на основе подходов, вырабатываемых в евроструктурах. Если мы заявили о принятии и поддержке принципов жизни, которые существуют в Европе, мы должны соответственно уделять и надлежащее внимание трансграничному сотрудничеству. Трансграничное сотрудничество в современных политико-экономических условиях приобретает все более существенное значение для развития большинства регионов Украины. Основной его задачей является налаживание скоординированного сотрудничества, углубление и совершенствование социально-экономических, экологических, культурных и этнических связей между приграничными регионами, которые в свою очередь рассматриваются как сферы особого внимания в любом государстве, потому что проблемы, возникающие на территории одной страны, могут иметь резонанс по другую сторону границы.

Примеров успешного трансграничного сотрудничества достаточно, хотя есть и трудности. Страны СНГ в совокупности имеют широкий фронт границ с ЕС, протяженность которых от Баренцева до Черного моря составляет 6,2 тыс. км. Россия граничит с Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой и Польшей (всего 3175 км), Беларусь – с Латвией, Литвой и Польшей (1220 км), Украина — с Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией (1152 км), Молдова – с Румынией (692 км). Из общей протяженности сухопутных границ на долю стран ЕС  у Молдовы приходится 42%, у Беларуси  – 38, Украины – 25 и у России – 15%.

С ЕС граничат 5 регионов России, 3 области Беларуси, 6 областей Украины, 12 районов Молдовы. Они по уровню благосостояния населения и развития существенно уступают прилегающим районам стран ЕС. При этом восточные  районы стран ЕС относятся к наименее развитым их частям и Союза в целом.

Характер сотрудничества определяется рядом факторов и условий:

1)  наличием или отсутствием пограничных проблем;
2) общим уровнем развития  сотрудничества соседних стран;
3)  требованиями безопасности государств;
4) уровнем социально-экономического развития ПР;
5) этнокультурными особенностями приграничных территорий;
6) полномочиями региональных властей в осуществлении международной деятельности;
7) состоянием приграничной инфраструктуры, включая пограничные пункты пропуска (ППП).

На сегодняшний день подавляющее число областей Украины имеет заключенные соглашения о сотрудничестве с соседними территориями сопредельных стран, а также соглашения о сотрудничестве с региональными органами власти многих государств мира. Количество таких сделок колеблется от одной (Херсонская область) до 49 (Харьковская область).

19-20 октября в Донецке состоится IV Международный Инвестиционный Саммит DID 2011.

Тема саммита в этом году «МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ И ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО». Генеральный партнер Саммита компания «Систем Кэпитал Менеджмент» http://www.scm.com.ua/