Учредитель авиаклуба «Аэропракт» Юрий Яковлев: "Чтобы начать в Украине производство сверхлегких самолетов, нужно иметь 6-7 миллионов долларов"

Учредитель авиаклуба «Аэропракт» Юрий Яковлев
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Когда пришла идея создать частное предприятие?

Первые мысли возникли еще в 1989 году на слете авиаторов в Риге. В то время был подъем кооперативов, и практически каждый, кто начинал заниматься бизнесом, поднимался на новый уровень, в том числе и материальный. Но мы достаточно консервативны и не сразу на это решились. В 1989 году начали двигаться к самостоятельности — заключали договоры с кооперативами. Хотя до 1991 года еще работали любительским клубом при АНТК им. Антонова.

Причиной принятия такого решения послужили вовсе не проблемы с финансированием. Я уверен, что поддержка клуба продолжалась бы до сих пор. Просто решили стать самостоятельными.

Для самостоятельности мало желания. Нужны и деньги. Где вы взяли стартовый капитал?

Благодаря сотрудничеству с кооперативами на момент открытия предприятия мы имели на своем счету около 30 тысяч долларов. Это была огромная сумма для нас. На эти деньги мы купили материала на 15 самолетов, построили ангар на аэродроме «Чайка», который впоследствии были вынуждены продать.

А кто был первым заказчиком?

Первый заказ нам сделал кооператив «ИТАКО-центр» на строительство самолета А-20. Они заплатили 10 тысяч рублей.

Начало 1990-х было не лучшим временем для Украины. Много ли было желающих приобрести свой самолет?

Это был период выживания. До 1993 года мы еще сотрудничали с кооперативами, затем они окончательно исчезли. Первый заработок после этого — ремонт румынского планера, который был очень сильно разбит. На этом мы заработали две или три тысячи долларов. Но тогда и зарплата была 20 долларов. Ремонтировали полгода.

Эту работу мы приняли как подарок. С одной стороны, конечно, у нас не продвигались дела со своим самолетом. Но с другой, выбора у нас не было: компания не имела имени и, соответственно, покупателей.

И как вы «делали» себе имя?

Чтобы как-то продвигать наш товар, мы решили посещать всевозможные соревнования: чемпионаты мира и Европы на сверхлегких самолетах. Безусловно, и это было непросто. Место на выставке стоило несколько тысяч долларов, а участие в конкурсе — двести-триста долларов. Плюс какие-то расходы на бензин. Поэтому иногда приходилось жить в палатке. Покупали продукты в магазине и готовили на электроплите.

Первый конкурс, в котором мы участвовали, проходил в Чехии. На обратном пути мы заехали в Венгрию. Там продали самолет за 12 тысяч долларов вместе с автомобильным прицепом. На эти деньги мы могли существовать еще год.

Когда появились серьезные заказчики?

После 1994 года мы поехали в Чехию и там продали самолет в летную школу. Были покупатели из Германии. Потом пошли заказы из России и один — из Украины. Первого покупателя-украинца помню хорошо. Это был директор Сумского ликеро-водочного завода Анатолий Приходько.

Потом предложили работать в Германии. Для этого нам надо было получить сертификаты, на что пошли все силы. За другие проекты мы не брались.

К сожалению, наш партнер резко изменил свои намерения.

Летом 1995-го был очень сложный период: у нас сорвалось три заказа.

Кто-то из публичных людей приобретал ваши самолеты? Возможно, кто-то из нардепов?

Из публичных людей, по-моему, никого нет. По крайней мере, я не могу сказать, что кто-то из депутатов летает на наших самолетах.

Сколько стоит создать с нуля производство сверхлегких самолетов в Украине?

Сейчас сильно изменились цены. И на разработку проекта и, тем более, на недвижимость. Сегодня на создание самолета уйдет где-то 300 тысяч долларов, помещение такого класса, как у нас, будет стоить миллионов 5 плюс еще оборудование. Получается 6-7 миллионов долларов за все.