Украинские мыловары инициируют антидемпинговое расследование против импортеров

Демпинг со стороны импортеров мыла в Украине привел к стремительному вырождению отрасли, заявил в интервью "Делу" один из организаторов Союза производителей мыла и моющих средств Александр Политуха

По данным СМИ, в 2007 году в Украине было 5 предприятий, которые выпускали мыло. В 2012-м только три производителя мыла еще держатся на плаву. Из-за чего закрываются мыловаренные производства?

Причин несколько. Одной из главных является то, что на украинский рынок по заниженным ценам попадает импортная продукция прежде всего из Турции и Болгарии. То есть если мыло, предположим, стоило 2200 долларов за тонну, то в Украину оно завозилось и завозится по 400 долларов за тонну, то есть в пять раз ниже. Этот механизм давно известен. Импортер договаривается на таможне, занижает цену, и в результате этого платит пониженную пошлину 5%, заниженный НДС 20%, и его продукция достаточно конкурентна по цене, поскольку он не оплатил обязательные расходы.

На протяжении последних лет таким образом в Украину из Турции завозилось громадное количество мыла. Многие импортеры, которые этим занимались, уже закрылись. Те фирмы, что работают с таможней по заниженным ценам, естественно, долго не живут, закрываются быстро и создаются практически под конкретные операции сроком на 3-4 месяца. В общей сложности за счет искаженного в ценовом смысле импорта они контролировали около 50% украинского рынка.

Как результат, украинские предприятия не имели возможности в полном объеме реализовывать свою продукцию, естественно, выпускали ее мало и не имели средств для развития производства, что и привело к вырождению отрасли.

Какие предприятия закрылись?

Для борьбы с недобросовестной конкуренцией на рынке мыла мы создали объединение производителей мыла и моющих средств. Туда входит и "Слобожанский мыловар", сравнительно молодое предприятие. Еще 12 лет назад в Украине было немало заводов и фабрик по производству мыла — в Одессе, Киеве, Харькове, Николаеве, Запорожье, Черновцах, Тернополе и других городах.

Сейчас это все вымерло. Нет Киевского завода, на грани банкротства Харьковский мыловаренный завод. В Калиновке остановилось производство мыла, и осталось только получение глицерина. Одним словом, из отечественных производителей остаются Винницкое мыловаренное производство "Beta-Б", "Слобожанский мыловар", и есть два предприятия с иностранными инвестициями — донецкое предприятие "Украинские промышленные ресурсы" (Иордания) и в городе Орджоникидзе Днепропетровской области Proctel & Gamble (USA), где выпускается знаменитое мыло Camay и Safeguard.

Как руководитель предприятия "Слобожанский мыловар" расскажите, как удалось сохранить бизнес?

Еще до кризиса мы приобрели в Европе новейшую технологию, выпускаем качественный продукт, и это нам помогает выживать. Другие же предприятия не имели возможности приобрести такое оборудование прежде всего из-за недостатка средств. А недостаток средств складывался, потому что рынок был ограничен и завален турецкой продукцией, которая безнаказанно попадала в Украину по заниженным ценам.Мы бьем тревогу со всех трибун о том, что эта тенденция продолжается.

От чего на сегодня зависит цена мыла?

Сегодняшняя цена мыла полностью сопряжена с ценой на пальмовое масло и говяжий жир. И естественно, сегодняшняя правильная цена — это 2200 долларов за тонну, хотя турецкое мыло по-прежнему продолжает заезжать в Украину со "скидкой" 70%.

Цена — это единственная причина, почему импортерам удалось занять рынок? Украинское мыло в качестве не уступает?

Наше мыло в качестве не только не уступает, но и превосходит. Такой простой пример. Наше предприятие выпускает мыло, в котором минимальное содержание элементов, пагубно влияющих на кожу. В нашем мыле самое минимальное количество соли и полностью отсутствуют содопродукты, что отвечает европейским стандартам. Это ровно в три раза ниже, чем в импортном низкопробном мыле. На сегодня объединение производителей мыла поднимает вопрос о стандартах данной продукции. Зачастую в Украину попадает мыло, которое по своему качеству не соответствует стандартам. Туалетное мыло должно содержать жирные кислоты на уровне не ниже 74% номинальной массы. В то же время мы видим на прилавках мыло из Турции и Китая с содержанием жирных кислот порядка 50%. При этом на этикетке написано "туалетное мыло". Прежде всего идет обман потребителя. Покупая мыло, он думает, что это туалетная группа, хотя продукт соответствует уровню хозяйственного мыла. Во-вторых, это недобросовестная конкуренция с украинскими производителями, которые маркируют свою продукцию правильно.

Как сейчас выглядит рынок мыла в цифрах? Сколько мыла мы потребляем?

Рынок потребляет порядка 50 тыс. тонн в год туалетного мыла, плюс около 30-35 тыс. тонн хозяйственного мыла, ну и в иных формах — в виде мыльной стружки, гранул и прочего — еще где-то 2-3 тыс. тонн. Общий рынок туалетного и хозяйственного мыла составляет, я думаю, порядка 85-90 тыс. тонн. В последнее время обозначилась тенденция сокращения этого рынка как отголосок кризисных явлений, которые происходят на потребительском рынке Украины. Сегодня многие сети, коммерческие фирмы сокращают свои запасы мыла. Потребление населением мыла падает, все это приводит к сокращению выпуска продукции. В целом в прошедшем 2011 году рынок твердого мыла сократился на 12%.

Что нужно для того чтобы защитить рынок от недобросовестного импорта?

Надо заставить импортеров завозить мыло по правильным ценам. Меня приглашали на собрание мыловаров России, где были производители мыла из Нижнего Новгорода, Петербурга, Самары и других городов. Они четко поставили перед правительством вопрос о том, что если на российский рынок будет попадать турецкая продукция по заниженным ценам, они не выживут, у них не будет средств и возможностей, чтобы переоснастить свое производство. Сегодня мы, украинское предприятие, поставляя свое мыло в Россию, корректируемся, мы не можем туда завести мыло по цене ниже, чем 2200 долларов за тонну. И те же турки не могут туда завести мыло по цене ниже, чем 2200 долларов. В то же время они поставляют свое мыло на украинскую территорию по цене 400-500 долларов за тонну.

У нас есть инструменты, методики, с помощью которых мы можем доказать, что себестоимость не может быть такой низкой. И эти методики мы можем предоставить в Таможенный комитет. И можем начать через Министерство экономики Украины антидемпинговое расследование против завода-изготовителя, чтобы принять специальные меры (специальные таможенные пошлины против конкретного производителя). Страна может вводить специальные пошлины, чтобы бороться против завода, который необоснованно демпингует с целью завоевания рынка.

Что уже сделано, чтобы началось такое расследование?

Мы обратились в Министерство экономики. Там есть целая процедура, причем заявка на расследование подана от целой группы производителей, что и было сделано. Теперь Министерство экономики ждет решения, которое примет таможня. Если таможня сможет скорректировать импортера мыла, то ввозные цены будут правильными. Если же там начнется судебное разбирательство, то естественно, в ход пойдет Министерство экономики, которое готово нас поддержать, которое обеспокоено так же, как и мы, вымиранием целой отрасли и тем, что закрываются заводы, сокращаются рабочие места и налог на прибыль, выплачиваемый в бюджет Украины.

Сколько предположительно украинские мыловары потеряли из-за демпинга?

Согласно подсчетам ассоциации "Парфюмерия и косметика Украины", по итогам 2011 года украинский бюджет только лишь по одной группе туалетного мыла за счет завоза по заниженным ценам недополучил порядка 25 млн. грн. Это только прямых убытков. А если туда добавить мыло хозяйственное, полуфабрикаты (мыльную стружку), то убытки составили более 32 млн. грн. в связи с недоплатой в бюджет пошлины и НДС. Помимо этого, есть так называемые косвенные убытки, ведь мы не смогли продать такое же количество мыла, которое могло быть произведено здесь, в Украине.

Что нужно для того, чтобы ситуацию выровнять? Будет ли для этого достаточно одного антидемпингового расследования?

Мы должны сделать так, как сделали россияне, защитив свой рынок в рамках ВТО. Однако надо не просто отгородиться от импортеров, а защититься от неправильных цен, недобросовестной конкуренции. И если поставить такой заслон, то можно навести порядок на рынке мыла в Украине.

СПРАВКА

В Союз производителей мыла и моющих средств входят такие предприятия, как Винницкий мыловаренный завод "Бета — Б", "Харм", харьковский завод "ЮСИ", "Слобожанский мыловар" и другие производители. Союз действует в рамках ассоциации "Парфюмерия и косметика Украины". Оставшиеся в живых немногочисленные украинские производители мыла объединились для борьбы с недобросовестными, по их мнению, импортерами, которые демпингуют на рынке.