Украинский рынок аутсорсинга в сфере питания растет на 25% в год

Олег Лобанов, генеральный директор ГК "КорпусГрупп", о постсоветском менталитете в украинском аутсорсинге

Крупные промышленные предприятия Украины с каждым годом все охотнее передают непрофильную деятельность по организации питания на аутсорсинг. Украинский рынок аутсорсинга в сфере питания растет с каждым годом: если в 2010 году рынок услуг по организации питания на крупных промышленных предприятиях оценивался в $56,8 млн, то в 2011 он уже достиг 71 млн долларов, его рост составил 25%. В 2012 году тенденция роста сохранилась.

Передача непрофильной деятельности на аутсорсинг — общемировая культура. Основной посыл следующий: если кто-то делает определенную операцию лучше вас, то можно передать эту деятельность профессионалам и сосредоточиться на основном бизнесе.

В Украине аутсорсинг как бизнес-модель развивается достаточно сложно и медленно, основная причина — в специфике постсоветского менталитета. В прошлом наша экономика — это натуральное хозяйство, полная автономность. Руководители украинских компаний "с болью" отдают различные участки деятельности предприятия на аутсорсинг. Им кажется, что они "теряют власть".

Сравнивать украинский рынок аутсорсинга с западным довольно сложно, слишком очевидно отставание, в том числе и технологическое. На Западе уже активно применяются технологии, позволяющие обеспечить безопасное и качественное питание, существенно продлить жизнь продукта, сохраняя полезные свойства. В Европе утвержден срок годности готовых блюд — 45 дней, мы же о таком пока можем только мечтать. Да и что скажет потребитель, если мы предложим ему блюдо, приготовленное, скажем, 20 дней назад?

Аутсорсинг в сфере питания сегодня активно проникает и в социальную сферу — армия, больницы, школы. Постепенно госучреждения тоже приходят к пониманию преимуществ взаимодействия с бизнесом. Здесь есть другая сложность — в таком тендере всегда идет игра на понижение. А "дешево и сердито" не бывает. Как можно выбирать подрядчика для школьного питания, ориентируясь на тех, кто предложит самую низкую цену? Тем самым мы лишаем детей качественного питания и подвергаем риску их жизни. При тех бюджетах, которые выделяются сегодня на питание в социальной сфере невозможно приготовить вкусную и полезную еду, отвечающую всем требованиям сбалансированности и калорийности. Скажем, в больницах питание финансируется из местных бюджетов и объемы этого финансирования невелики — от $0,75 до $1,5 на человека. Эти средства должны идти только на закупку сырья и продуктов. А общий бюджет услуги необходимо формировать из других фондов учреждения — фонд оплаты труда, аренды помещения, коммунальных услуг и пр. Для компаний, организующих питание в учреждениях здравоохранения, законодательством Украины предусмотрены льготы — эти услуги освобождаются от обложения НДС.

С приходом сервисной компании бюджет на ту или иную услугу не увеличивается, а сокращается. Аутсорсер зарабатывает деньги там, где непрофессионалы попросту их теряют. За счет оптимизации процессов, укрупнения контрактов закупки и системы постоянного повышения квалификации персонала сервисная компания получает прибыль. Норма прибыли для таких услуг — 5-7%. Экономия бюджета заказчика может доходить до 10%, при этом качество услуги заметно возрастает.