Управление оборотным капиталом: как не заморозить ваши деньги

Деньги должны работать, и это аксиома. Правильно выбранное соотношение между приемлемым уровнем дебиторской задолженности, максимально возможным уровнем краткосрочных инвестиций, минимально необходимым уровнем запасов позволяет успешно развиваться

Рынок и его потребности меняются слишком быстро. Управление оборотным капиталом — процесс гибкий, требующий постоянного внимания и корректировок. Но вне зависимости от периода и условий рынка главной задачей является обеспечить качество управления. От этого зависит общий успех и долгосрочность бизнеса.

Прежде чем начать движение в каком-либо направлении, необходимо определить его стратегию. Продвижение "на ощупь" — удел бизнеса-однодневки. Фактически, управление оборотным капиталом — это планирование и контроль соотношения оборотных активов к необоротным плюс их последующее финансирование.

Управление запасами

Во всем важна мера, ведь замороженные средства можно сравнить с мертвым грузом, который рано или поздно может сыграть плохую шутку с бизнесом. Какой прок от заполненных складов для компании-банкрота?

В свое время наша компания столкнулась с вопросом оптимизации объема запасов. Летом прошлого года горнодобывающий рынок в нашей стране сократился на 50%. Соответственно, уменьшилась и оборачиваемость запасов. Часть уже изготовленной продукции осталась невостребованной на рынке. Чтобы выявить резервы и наметить план действий, была проведена качественная оценка запасов и готовой продукции, пересмотрены нормативы запасов. В результате товарно-материальные ценности (ТМЦ) были разделены на группы: сверхнормативные, которые не будут вовлечены в ближайшей перспективе; сверхнормативные, по которым был разработан план вовлечения до конца года; нормативные. Часть ТМЦ стали закупаться под конкретные заказы, и были определены складские позиции ТМЦ, которые мы могли держать у себя на складе. Невостребованные запасы частично были выставлены на продажу, частично компания договорилась с поставщиком об обмене или возврате.

Управление дебиторской задолженностью

Цель компании — минимизировать ее и контролировать своевременность поступления платежей. Переговоры, личные встречи, при необходимости подписание договоров о реструктуризации задолженности — основные инструменты, используемые в данном процессе. Задача финансовой дирекции — определить размер необходимых средств для обеспечения своевременной реализации проектов и выполнения заказов. Просроченная задолженность возникает не по доброй воле клиента. Сегодня времена одинаково трудные как для производителей, так и для потребителей товаров и услуг. Тем не менее, даже из самой сложной ситуации можно найти выход. Клиент должен понимать, что долги могут повлечь за собой задержку производства. При возникновении дебиторской задолженности в зависимости от ситуации стоит или договариваться о перенесении сроков оплаты или подписывать договоры реструктуризации — разбивать платежи на части и устанавливать графики погашения задолженности.

Управление кредиторской задолженностью

Наличие непогашенных долгов компанией не менее рискованное, чем долги по отношению к самой компании. Поэтому кредиторская задолженность должна четко контролироваться. Важно понимание, что партнеры взаимодействуют, то есть имеют общие интересы и планы на дальнейшее сотрудничество.

Есть еще один интересный инструмент, который позволяет эффективно управлять кредиторской задолженностью — отсрочки платежей на период 120 дней. Такие цифры могут шокировать. На самом деле, это распространенная в мире практика, которой пользуются крупнейшие производители. Бенчмаркетинговое исследование показывает, что нормальной практикой является отсрочка до 230 календарных дней. Выгода для обеих сторон, исходящая из данной схемы, очевидна: поставщик обеспечивает себе рынок сбыта и гарантию, что он получит деньги в оговоренные сроки.