В 2012 году производство поддельных сигарет в Украине росло драматически

Андрей Криль, руководитель по корпоративным связям "Бритиш Американ Тобакко Украина", рассказал "Делу" о ключевых событиях на табачном рынке Украины в 2012 году

Проработав в табачной отрасли более десяти лет, изнутри познакомившись с табачным бизнесом Украины, Бельгии и Италии, я тем не менее не помню ни одного года, который был бы похожим на 2012-й. "Чем же он так плох?" — спрашивала меня одна журналистка, глядя на свежие рыночные показатели. Не плох, а, скорее, не очень хорош.

Показатели рынка

По оценкам компании, объем легальных отгрузок табачных изделий по всей отрасли за девять месяцев 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года снизился на несколько процентов (хотя если сравнивать уже с 2010-м, то падение составило 11%). Размеры ценовых сегментов на рынке колеблются в пределах 0,5 процентных пунктов. Исключение составляет только "высший средний" сегмент, который за период с января по октябрь 2012 года существенно уменьшился, а это, как мне кажется, вполне отражает общие потребительские тенденции в стране. Объем табачной контрабанды в страну зафиксировался на уровне около 4,5%, но производство подделок (контрафакта) в течение года росло драматически. Касательно показателей операторов рынка, они тоже колеблются: одни компании растут, другие падают. Так, доля рынка "Бритиш Американ Тобакко Украина" с января по ноябрь 2012 года выросла на 1,6% до 17,3% рынка.

В общем, на первый взгляд ситуация на табачном рынке выглядит стабильной, а потому неинтересной. Но, присмотревшись пристальнее, понимаешь, что рынок не стоит, его интенсивно трясет из стороны в сторону.

Законодательные изменения

Табачный рынок всегда был высококонкурентным, богатым инновациями, новыми форматами и новыми запусками марок. Нам приходится принимать во внимание не только действия прямых конкурентов, но и обращать внимание на развитие нелегального сектора. При этом наша отрасль — одна из наиболее регулируемых в стране. Но 2012 год добавил еще один фактор — чрезмерное отвлечение времени, средств и нервов на внедрение новых законодательных инициатив.

В течение сентября-декабря 2012 года в силу вступили три новых закона, которые существенно изменили условия работы всех участников табачного рынка (производителей, оптовиков, розницы). И если на изменение медицинских предупреждение на пачках с 30% до 50%, включая введение комбинированного предупреждения с текстом и изображением на обороте, бизнесу отвели 18 месяцев, то на внедрение запрета рекламы и стимулирования продаж, а также на внедрение запрета курить в барах и ресторанах — лишь шесть месяцев.

Почему это так сложно? Поясню на примере закона о запрете рекламы. Во-первых, закон выписан очень нечетко. Например, запретили "рекламу и стимулирование продажи табака — любой вид передачи коммерческой информации, рекомендации или действия, целью или результатом или возможным результатом которого является стимулирование продаж табачного изделия или потребления табака, прямо или опосредованно".

Во-вторых, как именно это имплементировать, еще нужно было понять и сделать. Так, мы создали отдельную проектную команду, включив в нее, помимо отдела маркетинга, треть юридического отдела и половину отдела корпоративных связей. В течение нескольких месяцев мы пытались применить обтекаемые формулировки закона к конкретным практикам, например, понять, можно ли рядом с пачками указывать цену продукции, можно ли, чтобы в киоске вечером был свет, который освещал бы витрину, и т.д.

Потом всеми этими теоретическими наработками нужно было поделиться с торговыми партнерами и помочь им привести их практики в соответствие с новым законом. Сам проект длился несколько месяцев, а практически весь август и половину сентября большинство отделов компании (фактически все, кроме фабрики), только тем и занималась, что имплементировали новые требования. Грубо говоря, закон укоротил наш год на полтора месяца.

А ближе к 16 сентября (вступил в силу запрет рекламы табак. — "Дело"), в том числе, и при содействии некоторых общественных организаций и даже СМИ, которые, не разобравшись, распространяли не всегда правдивую информацию о новых законодательных нормах, на розничном рынке началась паника. Многие магазины и киоски боялись не то что цену указывать, они вообще не выставляли пачки на витрины, что, кстати, является нарушением законодательства. Позже ситуация стабилизировалась, но даже по состоянию на декабрь все еще остается несколько неотработанных вопросов.

Акцизный вопрос

Известно, что налоги всего четырех компаний табачной отрасли — это порядка 8% доходной части государственного бюджета прошлого года (данные по 2012-му еще не доступны). Чтобы пополнять бюджет в предыдущие годы, государство постоянно поднимало ставки акцизного налога: за период с 2008 года до конца 2010 года парламент на 830% повысил минимальное акцизное обязательство.

Последствия — видимый рост контрабанды и драматический рост объемов производства сигарет на подпольных фабриках. В одном только 2012 году правоохранительными органами было ликвидировано четыре подпольных производства.

Почему не больше? Выделил бы несколько причин. Во-первых, более предсказуемые и продуманные повышения акцизов в 2011-2012 годах, ведь стало ясно, что задирая акцизные ставки выше экономически обоснованных пределов, гарантировать бюджетные поступления невозможно. Во-вторых, значительное усиление борьбы госорганов с нелегальным рынком, новые законодательные нормы, например, введение уголовной ответственности за подделку марок акцизного налога. В-третьих, это инициативы самой табачной отрасли, потому что контрабанда и контрафакт — это тоже наш конкурент, в частности, ценовой.

Совсем недавно парламент принял закон о внесении изменений в Налоговой кодекс касательно изменения ставок некоторых налогов и сборов (законопроект №10687). Закон изменяет ставки акцизного сбора, повышая минимальное акцизное обязательство на сигареты с фильтром на 18%, при этом он меняет структуру акциза и утверждает трехлетний план повышения ставок. Закон также содержит ряд административных мер, направленных на борьбу с нелегальным сектором. В сухом остатке закон не подрывает развития рынка, позволяет компаниям планировать свою деятельность, делая при этом доходы бюджета более прогнозируемыми.

Выводы

Однозначного вывода по итогам 2012 года нет и быть не может. Несмотря на все сложности, год был очень развивающим. Несмотря на полученный опыт, хочется надеяться, что 2013-й будет более прогнозируемым и благоприятным для бизнеса.