В каких специалистах заинтересованы иностранные компании

Алена Мельник, специалист по подбору персонала индустриального отдела кадрового холдинга "Анкор" в Украине рассказала "Делу" о том, какие специалисты востребованы со стороны западных компаний и какими навыками должны обладать соискатели

Несмотря на различные прогнозы по развитию экономики Украины, на рынок продолжают выходить представительства крупных иностранных компаний. Такая тенденция прослеживается как в сфере автобизнеса и легкой промышленности, так и в такой заполненной игроками области, как украинский рынок транспортных услуг.

В этой связи возникает потребность в поиске специалистов на руководящие позиции. Речь идет, в основном, о start-up проектах, которые, даже с учетом стабильности материнских компаний в мире, в Украине остаются достаточно рискованными.

Новые представительства часто начинают свою деятельность в "эконом-режиме", который подразумевает работу одного менеджера по развитию бизнеса или торговой команды и минимального количества административного персонала. Все функции по поддержке деятельности бизнеса передаются на аутсорс. Но некоторые крупные компании сегодня готовы открывать производство на территории Украины, в связи с чем растет потребность в руководителях по производству. Соответственно, наиболее востребованными специалистами на start-up проекты в иностранных компаниях являются сильные менеджеры по продажам, клиент-менеджеры, менеджеры по развитию бизнеса, с одной стороны, и руководители производства — с другой.

Невзирая на рискованность таких шагов и амбициозность поставленных задач, данные вакансии остаются крайне привлекательными для украинских соискателей. Примечательно то, что успешные менеджеры проявляют готовность переходить к новым работодателям из иностранных компаний, которые долго работают на территории Украины и имеют стабильные позиции. Кандидаты объясняют это большим уровнем ответственности и свободы деятельности, хорошими перспективами профессионального и карьерного роста.

Ключевые лица иностранных компаний, отвечающие за развитие бизнеса в Украине, зачастую, уже имеют опыт открытия аналогичных представительств в России и руководствуются им при формировании бизнес-планов и стратегий в нашей стране. Поскольку эти рынки имеют отличия, ожидания бизнеса не всегда соответствуют украинским реалиям. Такое положение дел является предметом отдельных переговоров с потенциальными кандидатами на руководящие позиции в Украине. На переговорах обе стороны имеют возможность не только обсудить условия сотрудничества, но и глубже изучить рынок, поделиться своей экспертизой. Иногда, в результате, они приходят к договоренности не о найме, а о партнерском сотрудничестве.

Представители иностранных компаний приезжают в Украину с готовым рядом требований к кандидатам. Особенно жесткими являются эти требования к претендентам на руководящие позиции

Среди первых и обязательных требований к кандидатам фигурирует опыт управления командой. Нередко сфера бизнеса не имеет принципиального значения: работодатель готов рассматривать кандидатов из совершенно противоположных сфер, если они обладают необходимыми навыками. Западный менеджмент особо заинтересован в молодых специалистах. Даже на ключевые, стратегически важные для компании позиции они готовы рассматривать людей в возрасте до 30 лет, объясняя это тем, что молодые менеджеры легче и быстрее принимают европейские стандарты ведения бизнеса и менее склонны к авторитарному стилю управления, а также многие их них владеют английским языком или может вести деловую переписку на этом языке.

Знание английского языка имеет большое значение при принятии решения по найму сотрудника. Это связано с необходимостью прохождения вводных тренингов за границей, в том числе на производстве, потребностью вести переговоры с линейными менеджерами-иностранцами. В этой связи спрос на кандидатов, который владеют другими иностранными языками, но не знают английского, не так высок.

На менеджерские позиции, даже в компании, которые работают с техническим продуктом, иностранные работодатели охотно рассматривают и мужчин, и женщин. Важно отметить, что в компаниях с хорошо развитой стабильной внутренней структурой и устоявшимися традициями ведения бизнеса исполнительность и скрупулезность в выполнении поставленных задач ценятся не меньше, чем инициативность и высокая продуктивность.