Ваш договор никчемный, доплатите в бюджет!

Может ли налоговая не признать налоговый кредит утверждая, что сделка ничтожна без соответствующего решения суда? Своим видением того, что изменилось с принятием Налогового кодекса с «ДЕЛОМ» поделился советник Magisters Александр Скляренко

Представьте себе ситуацию. К Вам приходит с проверкой налоговая инспекция, внимательно изучает Ваши документы о хозяйственной деятельности и по результатам проверки сообщает, что какой-то из заключенных Вами договоров слишком уж «подозрительный» или «непонятный», содержит невыгодные или неоправданные с точки зрения налоговиков условия. А значит – наверняка был совершен с целью уменьшения налоговых обязательств, что противоречит интересам государства. В связи с этим налоговый инспектор расценивает такой договор как «нікчемний» (ничтожный), а полученный в соответствии с ним налоговый кредит признает необоснованным. Итог – «будьте добры, доплатите в бюджет».

К сожалению, многим предпринимателям подобная история знакома не понаслышке. В последнее время претензии налоговиков, связанные с признанием сделок ничтожными, приобрели массовый характер. Во время проверки налоговая на свое усмотрение может поставить под сомнение тот или иной договор, заключенный предприятием, и в связи с этим не признать право плательщика на налоговый кредит, полученный в результате исполнения такого договора.

Еще не так давно для применения доначислений или взыскания денежных средств (имущества) по ничтожным договорам требовалось судебное решение о признании недействительной той или иной сделки. Подход, применяемый налоговиками в настоящее время, во многом объясняется позицией Верховного Суда. Она такова: для доначисления налоговых обязательств вследствие ничтожности договора нет необходимости предварительно признавать его недействительным в суде, поскольку сделка, направленная на уменьшение налоговых обязательств противоречит фискальным интересам государства и изначально является ничтожной сама по себе.

Руководствуясь сформулированной выше позицией, налоговики при проведении проверки зачастую не утруждают себя обоснованием неправомерности того или иного договора, а лишь фиксируют его «нікчемність» в акте проверки, после чего исключают соответствующие суммы из налогового кредита и доначисляют обязательства по результатам ничтожной сделки, а также требуют в суде взыскания в доход государства средств и имущества, полученных сторонами по договору.

Что же нового принес Налоговый кодекс в вопросах признания сделок ничтожными и применении налоговых последствий?

С принятием Налогового кодекса были внесены некоторые изменения в акты законодательства, в том числе и в Гражданский кодекс Украины. В частности, в новой редакции сформулирована статья о правовых последствиях сделок, противоречащих интересам государства (в том числе и бюджетным). Напомним, что до внесения изменений в кодексе считалось, что направленный на уклонение от налоговых платежей договор противоречит интересам государства, а значит – нарушает публичный порядок и поэтому является ничтожным. Как следует из новых формулировок вышеуказанной статьи, в случае противоречия интересам государства сделка может быть признана недействительной. Это означает, что недействительность такой сделки должна быть установлена судом, а не определяться налоговым органом по его собственному усмотрению.

Таким образом, в соответствии с изменениями, внесенными в законодательство в связи с принятием Налогового кодекса, договор, который, по мнению налоговой, был заключен с целью минимизации налоговых обязательств (читай – уклонения от налогов вопреки интересам государства), может быть признан недействительным в судебном порядке (или не признан таковым), но не является ничтожным сам по себе, как считалось ранее. Из этого следует, что обязательным условием для применения доначислений и прочих неприятных для налогоплательщиков последствий является наличие судебного решения о недействительности «нехорошего» договора.

Приведенная выше тактика защиты может быть использована в спорах с налоговыми органами относительно доначисления налоговых обязательств или взыскания денежных средств и имущества вследствие ничтожности (недействительности) договоров. Другими словами, при обжаловании решений налоговой, основанных на утверждениях о ничтожности того или  иного договора, необходимо настаивать на том, что налоговые последствия ничтожной сделки не могут быть применены без решения суда о признании соответствующего договора недействительным.