Вход — рубль, выход — два

О чем в итоге не договорилась Украина с ЕС. И о чем еще имеет шансы договориться

На цветке неизвестного мне вида по имени Игорь приколот листочек с двумя колонками фамилий. Тотализатор: делаем ставки на подписание Соглашения об ассоциации. Еврооптимистов в редакции заметно больше, чем их оппонентов: десятеро против троих. В числе последних — редактор и обозреватель отдела политики. И я.

Поэтому вчерашнее заявление Кабмина для меня шоком не стало, хотя, признаюсь, матерное слово, когда увидела заявление Азарова, вырвалось.

Версий, почему Украину вдруг развернуло на 180 градусов — множество. Как и мнений, что на самом деле это разворот на 360, и уже в понедельник страна будет находиться в исходной евро-позиции.

Мне, как много лет редактору финансового блока, ближе денежная версия. В коридорах здания на Банковой поговаривают, что когда с неделю назад в ЕС уже махнули рукой на все непроголосованные законы и невыпущенную на лечение Тимошенко и готовы были подписывать все как есть, в чьей-то светлой голове возникла идея поправить за счет ЕС еще и положение с госбюджетом. Говорят, попросили 3 миллиарда евро. Неясно правда, чего так мало, в то время как депутат Европарламента Павел Залевский агитировал ЕС помочь Украине суммой в 12-15 млрд евро, чтобы покрыть убытки от вступления. Но в АП решили не жадничать и попросили всего три. Но быстро. Это у вас там цивилизационный выбор, а у нас — денег на пенсии нет и выборы через год.

Три миллиарда денег Украина, говорят, таки получила (ну, по крайней мере в валюте обещаний) — но только не в ЕС, который как-то слишком долго тянул с решением. Что тут же материализовалось в решении вести трехсторонние переговоры с участием России.

"30 сребреников!" — библейские аналогии, особенно с учетом суммы, кратной трем, приходят в возмущенный ум сами собой. Но голоса из коридоров здания на Банковой подсказывают другое устоявшееся выражение: "И рыбку съесть… и косточкой не подавиться".

Не претендуя на истинность своего допущения, попробую все-таки предположить, что Виктор Федорович нынче банально торгуется. Повторюсь, это для Европы подписание Соглашения — цивилизационный выбор и все такое (а еще рынок сбыта в 45 млн человек), а для украинской власти — сделка. Где нужно по максимуму получить от обеих сторон — как той, которая в ее заключении заинтересована, так и противоположной. Шутка ли — Николай Янович вон уже который месяц нарушает закон о бюджете — думаете, легко старику?

Поэтому Украине Соглашение об ассоциации нужно. Нужно 12-15 млрд евро, о которых неосмотрительно обмолвился Залевский и за которые обязательно схватятся наши власть имущие. Янукович не может не понимать, что от России больше обещанных(?) трех миллиардов получить не получится (если и те придут). Должно же было его в конце концов чему-то научить невыполнение Харьковских договоренностей!

С другой стороны, европейские страны, конечно, могут не оценить красоту игры. Ведь у Украины есть не только евроадвокаты типа Польши, но и страны, колеблющиеся между нейтральным и негативным отношением к новому потенциальному члену ЕС. И это отношение от нейтрального очень быстро может стать крайне негативным. Поди им объясни, что мы это не со зла, просто деньги очень нужны. Но если они откажутся ратифицировать, тогда в срыве ассоциации можно будет обвинить сам Евросоюз. И попросить у него компенсацию морального ущерба — в материальном выражении.

В общем, листочек с редакционным тотализатором на подписание Соглашения об ассоциации я пока со стебля цветка Игоря откалывать не буду. И, пожалуй, перенесу свою фамилию в длинную колонку. Может это просто непробиваемо твердолобый оптимизм. Но мне почему-то кажется, что это именно тот случай, когда наша жадность нас спасет.