Выход в сеть: к чему стоит готовиться предпринимателям, выходящим в онлайн

Зачем выводить бизнес в онлайн и какие сложности ожидают предпринимателей на просторах интернета, знает Александр Ольшанский, президент холдинга Internet Invest Group

Выходить в онлайн предпринимателям непросто. Для них эта среда новая и специфичная. Необходимо всему учиться заново. Ведь для выхода в сеть нужен определенный объем знаний и навыков, и он не достигается за один день. Только что созданный сайт не говорит о том, что завтра мой бизнес перейдет в онлайн — это достаточно глубокая, и в первую очередь идеологическая перестройка. Люди начинают менять способы получения информации о конкурентах, о рынке и о том, как устроены продажи в этом секторе. Подумайте, насколько сложно было людям учиться пользоваться электричеством. Это сейчас кажется элементарным, а сто лет назад это было очень трудно. Но как и в истории с электричеством, сегодня у предпринимателей просто нет шанса обойтись без интернета.

Проблема сегодня в том, что бизнес часто не понимает, что такое "сеть". А это среда, сильно непохожая на реальную жизнь, которая живет по своим законам. Понимая это, не нужно сосредоточиваться на технических проблемах. Нужно отдавать себе отчет, что проблемы здесь исключительно образовательные и мировоззренческие.

В сети все находится на расстоянии клика мыши, что очень обостряет конкуренцию: не существует никакого барьера для перехода с одного сайта на другой. И главное: люди привыкли верить, что они знают о своем товаре больше, чем покупатели. Но теперь это не так.

Последние несколько тысяч лет модели бизнеса были основаны на информационном неравенстве, когда продавец обладал большим объемом информации о товаре, чем покупатель. Раньше люди самостоятельно производили товар, продавали его в своих лавках, рассказывали о его свойствах, перемещали, складировали, определяли необходимое количество. Но постепенно торговля стала разделяться на части — закупку товаров, логистику, маркетинг и информирование покупателя.

Все эти части постепенно откалывались от торговли, и вскоре начали появляться компании, которые занимаются отдельно маркетингом, логистикой и производством. В конце концов, все отшелушилось и осталось то, что мы сегодня называем ритейлом. То есть несколько очень простых функций: принимать деньги, информировать покупателя о качестве и наличии товара и собирать данные о предпочтениях. У потребителя же остались функции выбора и оплаты.

Через некоторое время выяснилось, что все эти ключевые функции достаточно легко переносятся в сеть, и это касается абсолютно любой торговли. И, как следствие этого факта, предпринимателям придется столкнуться с серьезной конкуренцией со стороны сети — она будет не просто жесткой, а смертельной. В настоящее время можно наблюдать бум на рынке одежды и аксессуаров, через некоторое время это будут автомобили, но так или иначе это коснется любого ритейла. Сейчас онлайн-магазины ощутимо неравномерны по ассортименту — разные сектора находятся в разных фазах. К примеру, то, что характерно для рынка электроники, совершенно не характерно для продуктов питания или одежды. Те, кто торгуют бытовой техникой и мелкой электроникой, сталкиваются с маленькой маржей, а рынок продуктов питания в свою очередь страдает от низкого доверия покупателей. Рынком, куда Интернет пришел, раньше всего был рынок техники, поэтому он сегодня уже достаточно развит, и интернет ощутимо давит на ритейл в оффлайне. И в перспективе это давление будет только усиливаться. И по мере прихода Сети в другие ассортиментные ниши там будет повторяться такой же сценарий.