Зачем бизнесу бенчмаркинг

Всегда полезно и интересно заглянуть и "покопаться" внутри компании, дабы найти силы и ресурсы, которые будут сопутствовать скорости принятия решений

О том, зачем нужны авторитеты и "отправные точки" для бизнесменов, рассуждает в своем блоге для "Киевстар Бизнес" Дайджеста Ольга Калюк, партнер и руководитель практики управленческого консалтинга в EBS.

Мы всегда находимся в поиске совершенства, нам всегда кажется, что у других лучше, что все обстоятельства просто сами подстраиваются под них и хорошо там, где нас нет. Такой философии придерживаются многие из нас не только в повседневной жизни, но и в бизнесе.

Создавая бизнес с нуля на уже существующих рынках, мы стараемся найти аналоги привычных инструментов, изучить опыт потенциальных конкурентов и анализируем их ошибки. Наш любопытный мозг ищет повод для сравнения. Ведь не зря говорят, что истина познается в сравнении. Достигнув определенных высот и в какой-то мере реализовав стратегию экспансии, каждый бизнес (как и каждый рынок) переходит к разработке и реализации новой стратегии — повышение своей эффективности. К этому времени вырисовывается некая картина, состоящая из показателей деятельности, проводя мониторинг которых мы сможем, пусть даже частично, получить ответ на вопрос "где мы? На какой высоте находимся?"

Всегда полезно и интересно заглянуть и "покопаться" внутри компании, дабы найти силы и ресурсы, которые будут сопутствовать скорости принятия решений, точности расчетов и гибкости мышления. Точно также интересно посмотреть, а что же происходит у других. Причиной инноваций на большинстве рынков является конкурентная борьба. Дух соперничества движет бизнесы в сторону дифференциации (и главное не умереть по Трауту) на стратегическом уровне, а на операционном каждый борется за снижение затрат (ибо это единственный источник маржи в условиях высокой конкуренции).

В 70-х годах прошлого столетия в стенах Кембриджа родился новый термин — бенчмаркинг (benchmarking), который стал обозначать процесс поиска наиболее достойного аналога и сравнения по отношению к себе (своему бизнесу). До нас также дошел этот термин, и многие его даже используют, но не всегда знают, чего же ожидать в результате.

Бенчмаркинг начался с создания базы данных о зависимости накопленной прибыли различных компаний и их маркетинговой стратегии, и продолжается по сегодняшний день. Экономическим и стратегическим умам постоянно интересно наблюдать за трендом этой зависимости — ибо как же иначе писать новые умные книги по стратегическому развитию. В настоящее время бенчмаркинг может быть и на стратегическом, и тактическом уровне, и даже операционном (процессном) в зависимости от того, что вас интересует.

В Украине наиболее популярный бенчмаркинг связан с анализом систем компенсации и уровня оплаты труда. Тем не менее, на Западе актуален как бенчмаркинг операционных процессов, так и отдельных операционных участков — зон эффективности и поиска решений того, как наилучшим образом его организовать. Особенность бенчмаркинга заключается в том, что необходимо делиться информацией. Это так называемый пул опрашиваемых компаний, или, как вариант, вы можете договориться с конкурентами о раскрытии информации напрямую. При таком взаимодействии существует определенная этика, в частности, в процессе сбора и обмена информацией, не комильфо задавать вопросы, которые будут раскрывать технологические секреты и ноу-хау компании.

Бенчмаркинг еще иногда называют конкурентной разведкой, в этом есть доля правды! Мы действительно стремимся узнать, что же делает наш сосед или мировой гуру, дабы иметь понимание наших сильных и слабых сторон, что, в свою очередь, поможет достичь лучших показателей.

Прежде чем приступить к изучению конкурентов, рекомендуется иметь цель и понимание того, что мы исследуем, каковы наши показатели? А уже по итогам собранной информации необходимо разработать план изменений. И тогда бенчмаркинг принесет вам желаемый результат!