Замглавы КГГА: Мы предлагаем инвестору «Жулян» мировое соглашение

Заместитель главы Киевской горадминистрации Руслан Крамаренко рассказал об условиях мирового соглашения c инвестором аэропорта «Жуляны» и как землетрясение в Японии отразится на темпах строительства метро на Троещину

Какова тенденция выполнения бюджета города за первые два месяца 2011 года? По каким направлениям идет невыполнение?
 
За два месяца план выполнен на 94%. По оперативным данным за январь-февраль 2011 года в общий фонд бюджета Киева поступило 1165,0 млн. грн., что на 130,1 млн. грн. больше, чем за этот период в прошлом году.

Из них 790,7 млн. грн. – поступления от налога на доходы физических лиц, что на 126,0 млн. грн. больше аналогичных поступлений прошлого года.

С чем связан такой существенный рост поступлений по этой статье?

Он связан с тем, что пошла легализация ЧП, перерегистрация единоналожников, поскольку все готовятся к тому, что платежи таким предпринимателям уже не будут относиться на валовые расходы. Также на прирост повлияла новая ставка в 17% и некоторые дополнительные общие платежи.

То есть это эффект Налогового кодекса?

Да, можно сказать и так.

Леонид Черновецкий неоднократно заявлял, что государство забирает из бюджета столицы необоснованно большие суммы. Как обстоит дело сейчас?

Всего на 2011 год изъятий запланировано на 1,4 млрд. грн.

Насколько эта сумма посильна для городского бюджета?

Все-таки, наверное, при планировании госбюджета произошел недочет, потому что, как мы видим, у нас есть определенная недостача для выплаты дополнительных надбавок. Исходя из нового Бюджетного кодекса, изъятия на самом деле влияют не на капитальные вложения, а на содержание бюджетной сферы и бюджетных работников. Для того чтобы платить все предусмотренные надбавки, нам не хватало 600 млн. грн., 200 млн. грн. из которых мы предусмотрели. Это важно подчеркнуть, потому что многие говорят, что надбавки вообще в принципе не платились, хотя это не так - платежи были.

Общий фонд заработной платы бюджетников вырос, но есть факторы, которые дают возможность иного трактования цифр. В бюджете города, который приняли 30 декабря, фонд был на 4% выше в сравнении с 2010 годом. Кроме того, и бюджетников стало несколько меньше - за счет админреформы число только управленцев в Киеве уменьшилось почти на 20%. Но параллельно с 920 грн. до 1240 грн. увеличивается минимальная зарплата. И если на эту зарплату начать насчитывать все надбавки, то в какой-то момент складывается впечатление, что они перестают платиться.

На прошлой сессии был заложен рост зарплат бюджетников уже на 12%, но опять же, если рассчитать с учетом роста минимальной зарплаты на тридцать с лишним процентов, это все нивелируется.

Если бы этого изъятия в размере 1,4 млрд. не было, бюджет Киева вышел бы по содержанию бюджетной сферы на показатели образцово-показательного 2007 года, когда выплачивались все надбавки в полном объеме.

И как соблюсти баланс интересов?

В принципе, при условии расщепления НДФЛ 50 на 50, изъятий не должно быть. Киев - единственный из всех городов, где есть такое расщепление, хотя Бюджетный кодекс декларирует одинаковые условия для всех городов.

По плановым показателям, тем, что довел до нас Минфин, по этой статье мы должны получить 13 млрд. грн. Согласно нашим расчетам и расчетам Налоговой администрации, это 11 млрд. грн., то есть разница уже в 2 млрд. грн.

Или логично было бы оставить расщепление, которое заложено в бюджете, но тогда убрать изъятие из бюджета города, понимая, что 50% уже изъяли. Расщепление не давало бы люфта и возможности минимизации по формальным признакам, поскольку есть четкий критерий - плана по НДФЛ.

Мы выходили с этими предложениями на бюджетный комитет парламента, и он нас поддерживал, но мы это формулировали как рабочее предложение на перспективу, а не как претензии и требования. Государству ежемесячно необходимо погашать задолженности, есть платежи и по 11 млрд. грн., и по 9 млрд. грн. в месяц – понятно, что эти деньги нужно откуда-то брать.

Сколько денег выделяется Киеву на выполнение функций столицы?

В этом году пока выделенный объем средств на выполнение функций столицы – 1 млрд. грн. Эти деньги уже получены, ими финансируется в частности строительство метро, развязка возле метро «Днепр», Александрийская больница – всего около 15 объектов.
И еще мы планируем получить 2,3 млрд. грн. на подготовку к Евро-2012.

Когда эти 2,3 млрд. грн. могут быть выделены? И на что они будут направлены в первую очередь?

Мы понимаем, что в Киеве, как и во всей стране, І квартал не показателен и финансирование таких масштабных проектов традиционно начинается с конца ІІ квартала.
Что касается направлений расходования средств - это дороги и достройка Подольско-Воскресенского моста, возможно, начало строительства метро на Троещину.

На прошлой сессии Киеврады ряд вопросов, внесенных администрацией, не был рассмотрен советом по формальным причинам. Свидетельствует ли это о блокировании работы администрации Киеврадой? По каким вопросам идет противостояние?

Я бы не искал здесь политику, это все вопросы исключительно рабочих отношений. Есть замечания депутатского корпуса, комиссий к тем или иным чиновникам и наоборот - у чиновников есть вопросы к совету. Да, длительное время не рассматриваются вопросы по земле - таких порядка 450, Но с другой стороны, есть вопросы, которые вносит администрация и которые оперативно рассматриваются на бюджетной комиссии.

Почему именно земельные вопросы стопорятся?

Есть проблемы с зарезервированной землей, которую мы не можем найти в достаточном объеме, чтобы вынести на инвестиционный конкурс и прозрачно его провести, поскольку все оформлено на долгосрочные договоры аренды.

Когда в последний раз проводилась проверка коммунальных предприятий «Киевгаз», «Киевэнерго», «Киевводоканал» на предмет целевого использования ими средств? Кто ее проводил, каковы результаты?

В июле прошлого года был принят закон о регулировании жилищно-коммунальных услуг, которым функция регулирования была передана от местных органов самоуправления к НКРЭ, потому с июля эти тарифы устанавливаем не мы.

Что касается контроля, есть и плановые проверки, проводятся поверки затрат и расчетов предприятий, согласование инвестиционных программ - все это отслеживается НКРЕ и все контролируется ею.

Со своей стороны мы, чтобы минимизировать эти тарифы, разработали схему теплоснабжения города Киева, которая позволит оптимизировать затраты. Мы работаем с «Киевэнерго» над модернизацией схемы теплоснабжения, которая позволит удержать тарифы в случае дальнейшего повышения стоимости газа. Ведь газовая составляющая в составе тарифа уже перебралась за 50%.

Настаивает ли горсадминистрация, что приватизация этих предприятий – нецелесообразна?

Да, они не подлежат приватизации - это наша принципиальная позиция, мы ее не поменяли.

17 июля 2008 года на сессии было принято решение направить на компенсацию убытков, полученных «Киевхлебом» от продажи продукции по ценам ниже рыночных в 2007-м и в І квартале 2008-го, 37 млн. грн. (суммарно на «Киевмлын» и «Киевхлеб»). Была ли эта сумма полностью выплачена (по данным компании, в 2008-м было получено 22,5 млн. грн., остальная сумма - «зависла»)?

На сегодня остались невыплаченными 8 млн. грн. Мы начали погашать эту задолженность, в конце прошлой недели перечислили 2 млн. грн. В ближайшие месяцы рассчитаемся полностью.

Получают ли киевские хлебозаводы муку из Госкомрезерва, вовлечена ли в этот процесс администрация?

Пекарям – да, поставки есть, мы работаем с Госкомрезервом. Есть постановление Кабмина, согласно которому нам выделили 7 тыс. тонн муки. В ближайшее время мы должны забрать ее из Одессы - Госкомрезерв имеет хранилища в нескольких городах Украины, мельницы в других городах. Например, в Белой Церкви он хранит зерно, а мельница - в Одессе. Теперь они должны завезти это зерно в Одессу, там перемолоть, а мы уже должны забрать муку из Одессы.

Дефицита муки в городе Киеве нет и не было, а был ажиотаж. Мне иногда кажется, если какой-нибудь чиновник выйдет и «успокоит» - мол, не переживайте, новых пошлин на бытовую технику не будет, цены расти не будут, то люди начнут сметать телевизоры в магазинах. Абсолютно такая же ситуация и с мукой, и с гречкой. Тот объем гречки, который был ввезен в Киев и куплен за время ажиотажа – если его проанализировать, мы увидим, что люди купили значительно больше средней потребности.

Отсутствие муки в той или иной торговой сети – это не есть проблема чиновника, ведь мы давно в рыночных отношениях. Кроме того, закон запрещает использование запасов зерна Аграрного фонда для реализации продуктов его переработки населению. Если такая возможность будет законодательно закреплена, возможно, мы будем выходить с предложениями на госоператора.

Мы не занимаемся закупкой и реализацией той же муки или гречки напрямую. Мы помогаем производителю максимально приблизиться к потребителю. Каждую субботу администрация организовывает сельскохозяйственные ярмарки, где производители из областей могут продать свою продукцию.

Согласовывает ли сейчас «Киевхлеб» повышение цен на свою продукцию?

Нет, не согласовывает.

На каком этапе находится проект «Социальная карта»?

Что касается государственных льгот, мы однозначно участвуем в пилотном проекте, который проводит Кабмин и которым руководит Министерство финансов. Сейчас они с нашим участием разрабатывают техническое задание по глобальной социальной карте.
Параллельно у нас будут определенные льготы и дотации городе Киеве - учитывая специфику жизни в городе, большое количество иностранных туристов, повышенный процент миграции, нам необходимо защитить именно горожан. В связи с этим мы приняли решение, что все-таки запустим «Карточку киянина», по которой киевляне получат преференции на проезд в городском транспорте, смогут рассчитываться ею, получать скидку в аптечных сетях. Плюс у нас есть льготы, которые мы стремимся перевести в адресную денежную помощь, и если горсовет нас поддержит, их мы тоже переведем на эту карту.

Эта карта будет сочетать три элемента. В первую очередь это будет банковская карта, на которую могут поступать и дотации, если человеку они причитаются. Второе – это транспортное приложение, что позволит человеку с одним билетом передвигаться в метро, на трамвае, автобусе и троллейбусе, а к 2012 году – и в маршрутном такси. И третье направление – социальное. Карта будет предоставлять те или иные льготы, которые финансируются через управление соцзащиты. Технически это представляет собой магнитную ленту для социального направления и бесконтактный чип – для транспортного.
В апреле начнется выдача этих карт, и сейчас мы думаем, на какую группу населения сориентировать их в первую очередь. Начнем, скорее всего, с транспортного приложения, как с более подготовленного. Кроме того, одно из основных условий Евро -2012– создание системы единого билета, и через работу над социальной картой мы на эту систему и выйдем. Такие же системы разрабатываются и в Харькове, и во Львове, и в Донецке – то есть, в принципе, все идут по единым стандартам и технологиям. Поэтому когда будет принята государственная «Социальная карта», учитывая эти технологии, она сможет быть проездным билетом в любом городе из числа проводивших чемпионат.

Начав эксперимент с транспортного направления, ко ІІ кварталу будем готовы сделать предложение депутатскому корпусу и перевести все льготы на данные карты в виде адресной помощи. Во втором полугодии мы сможем выдать карты в полном объеме.

Во сколько обойдется городу внедрение такой карты?

Мы не понимаем, зачем выделять бюджетные средства на приобретение той или иной системы, если параллельно разрабатывается большая государственная программа. На сегодня денег на это направление из городского бюджета мы не планировали выделять. Максимум, что может быть выделено, это денежные средства на оборудование для фотографирования тех людей, который будут получать эти карты в управлении соцзащиты.

Эмиссию карт берут на себя банки. При этом мы не привязываемся к тому или иному банку, хотя у нас есть 25% банка «Хрещатик», и с ним мы отрабатываем пилотный запуск.

Подразумевается мультибанковское участие, чтобы люди могли выбрать, в каком банке им обслуживаться. Единственное условие – соответствие карт банка техническим требованиям, которые мы выставляем. Саму систему мы планируем привлечь на инвестиционном конкурсе в апреле.

Если город не выделяет средств на финансирование этого проекта, в чем будет интерес инвестора?

Интерес инвестора – в получении разницы в скидках.

Какие составляющие экономики столицы требуют максимальных дотаций?

Это транспорт - на сегодня он наиболее дотационный. Поддержка «Киевпастранса» в текущем состоянии городу обойдется в порядка 0,5 млрд. грн. Удешевление тарифов на воду и энергию – это уже не функция города.

Какие масштабные проекты планируется запустить в среднесрочной перспективе?

Киеву не уйти от строительства тоннелей, это абсолютная необходимость. Крещатик – основная магистраль Киева, такой концентрации нет ни в одном другом европейском городе. Как результат – перегруженный центр, заторы на мостах.

Нужна работа по минимум трем направлениям, чтобы разгрузить проблемные участки. Южный тоннель под Днепром как продолжение Кольцевой дороги – он мог бы войти перед Жуковым островом и выйти в районе Осокорков. Планируем, что этот тоннель будет передан в концессию и может быть платным.

Второй небольшой тоннель должен начинаться после съезда с моста Кирпы, войти в Печерские холмы и выйти на Железнодорожном шоссе. Это дало бы возможность сквозного проезда до Кольцевой дороги транзитному транспорту, который сейчас идет через центр.

Третий тоннель будет начинаться на съезде с Подольско-Воскресенского моста и заканчиваться на ул. Черновола, и он тоже будет направлен на разгрузку центральных улиц.

Все эти три проекта разрабатывались с начала 2000-х годов. Мы общались по ним с инвесторами, наработки есть, но понятно, что проекты, которые стоят $1-2млрд., не решаются за месяцы.

Но вы сами сказали, что они разрабатываются с начала 2000-х.

Это не показатель. Вспомните, сколько строился мост Кирпы.

Какой проект администрация рассматривает как приоритетный?

Проект, который мы однозначно всеми силами будем реанимировать - это строительство метро на Троещину. Сейчас заканчивается работа над проектной документацией, и в принципе, в начале следующего года мы сможем начинать строительство. Конечно, в городе будет проводиться чемпионат, но мы понимаем, что не все места будут влиять на перемещения туристов, а откладывать начало этого проекта дальше уже нельзя. 

Смета будет четко определена, после того как будет закончена проектная документация. По предварительным оценкам, стоимость с учетом проездного состава – около 12 млн. грн. Срок реализации – четыре года, то есть до 2016 года.

Каков источник этих средств?

Одна из наработок – договор с японской компанией Itochu Corporation. У нас был подписан меморандум, японцы готовы были вкладывать. Но все мы знаем, что произошло в Японии, и учитывая эти новые обстоятельства, пока непонятно, будут ли они участвовать.
Альтернативное финансирование может быть привлечено через выпуск евробондов, но это вопрос государственных гарантий. 

Что сейчас происходит с аэропортом «Жуляны», ведь из-за судебных тяжб с победителем конкурса на право аренды – компанией «Мастер-Авиа» (эту компанию связывают с депутатом Василием Хмельницким. –«Дело»), этот проект оказался заблокированным?

Действительно, был проведен конкурс, а затем мы оказались втянуты в долгие судебные тяжбы. До того момента, как начались судебные разбирательства, мы спланировали все мероприятия, направленные на организацию работы аэропорта. Это финансирование мы не прекратили и сейчас.

В настоящий момент мы выходим на некое мировое соглашение с победителем конкурса.

На каких условиях оно может быть подписано?

Учитывая, что мы планируем финансировать этот проект, что, безусловно, улучшит показатели аэропорта, необходимо пересмотреть условия конкурса в пользу города.
Мы, в частности, предусмотрели прокладывание инженерных сетей за городской счет, инвестируем деньги, в результате капитализация предприятия увеличивается. Если инвестор компенсирует городу траты, которые мы уже понесли, тогда условия могут остаться теми же.

По вашим данным, есть ли у инвестора желание договориться?

Да.

Когда будут выпущены евробонды, с какими банками город сотрудничает по этому проекту?

Тендер на его реализацию выиграла инвесткомпания Credit Suisse, которая имела опыт аналогичных проектов в других городах. Совместно с Credit Suisse уже собрался целый консорциум: Deutsche Bank, ВТБ, Внешэкономбанк. То есть привлечены две европейские и две российские компании.

В июле у нас запланировано погашение 200 млн. грн. В мае на выпуске евробондов мы планируем привлечь около $300 млн. на 5-7 лет в зависимости от спроса на эти ценные бумаги и процентных ставок, которые будут на рынке на тот момент.

С чем пришлось столкнуться новой команде при организации работы, возникла ли необходимость решать какие-то бытовые вопросы? В частности, был ли пополнен парк машин администрации после масштабной распродажи, организованной Леонидом Черновецким?

Прежде всего, несмотря на публичную продажу, этот автопарк все равно использовался. Да, предыдущие чиновники администрации декларировали отказ от использования служебного транспорта. Сейчас, насколько я знаю, все замы главы администрации, все начальники управлений используют именно служебный транспорт: Александр Павлович Попов, все мои коллеги, я сам - пользуемся этими машинами. Но при этом объем затрат по этой статье бюджета в 2011 году не больше, чем был в 2009-м и 2010-м, когда машины якобы простаивали. Но если все массово не использовали этот транспорт, а затраты не уменьшились, то кто же ездил?

Автопарк мы не пополняли, хотя он существенно изношен. У коммунального автотранспортного предприятия есть программа его модернизации, и они ее постепенно реализуют. Что касается других бытовых моментов, то, к сожалению, определенные работы начинались и не доводились до конца. Например, ремонт здания: семь этажей сделано, три - нет, так и брошено. Вложены сумасшедшие деньги в систему вентиляции, но никто не думал при этом о тепловом пункте… Понятно, что все эти работы требуют вложений, но тогда нужно было их и начинать. Но в целом все как работало, так и работает.

Биографическая справка

Родился в Киеве. В 2001 году окончил Кременчугский государственный политехнический университет (менеджмент организаций, менеджер-экономист).

В 23 года стал заместителем председателя правления ЗАО «Кременчугская нефтяная компания» (Кременчугский НПЗ). Через год – замдиректора «Укртатнафта-Центр», группы компаний АО «Татнефть» Украина. Контролировал управляющий холдинг, НПЗ, сеть АЗС.
2003-2004 годы - начальник отдела цен и тарифной политики Государственного объединения "Укрморпорт" Минтранса Украины (Киев).

Был генеральным директором ООО «Вик Ойл», группы компаний VIK OIL. С апреля 2007-го по сентябрь 2009 года - заместитель министра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины (сперва - Александра Попова, затем - Алексея Кучеренко).

С сентября 2009-го по март 2010 года - первый зам министра по вопросам ЖКХ Алексея Кучеренко.

С апреля по июнь 2010 года - заместитель министра по вопросам ЖКХ Украины Александра Попова.