Зима, что изменит их

Что общего у "Оппозиционного блока", Красного Креста, Администрации Порошенко, Кабмина Украины, ДНР/ЛНР и Кремля? Ответственность за гуманитарную катастрофу, которая может разыграться на Донбассе

Итак, как мы знаем, власти Украины выводят госучереждения и прекращают всякую работу на территории, подконтрольной самопровозглашенным республикам. Понятное дело, что делают они это не по своей воле, а вынужденно, в связи невозможностью исполнять свои функции. При этом социальные гарантии, которые Украина имеет перед своими гражданами (пенсии, пособия и т.д.) люди, оказавшиеся на отчужденных территориях, могут получить выехав и зарегистрировавшись на территории "большой Украины".

Газета "Сегодня"описывает как это выглядит на практике: "В Донбассе на смену "пенсионному" туризму пришли поездки за пропиской. Социальные сети запестрили объявлениями о помощи в получении справок о регистрации. Правда, удовольствие для пенсионеров недешевое — помимо проезда теперь придется раскошеливаться еще и на регистрацию... "Прописку" в Изюме предлагают за 300 гривен. "За проезд плата 300 гривен, еще столько же — справка о регистрации. Ездим не каждый день, поэтому уточняйте".

Для справки: минимальная пенсия в Украине в 2014 году не увеличивалась и составляет 949 гривен, сообщают нам из управления Пенсионного фонда Украины в Мелитополе и Мелитопольском районе в котором зарегистрировано около 2000 пенсионеров из Луганской и Донецкой областей.

Скольких же людей это все касается? Вот данные по Донецку: "За все время военных действий из города Донецка из 272 тыс. пенсионеров выехали и переоформили свои пенсионные дела лишь 60 тыс. человек", — отметил мэр Донецка Александр Лукьянченко. "Среди этих 210 тыс., которые остались, лишь 74 тыс. человек — люди в возрасте до 65 лет, а все остальные от 65 и старше. Среди них есть более 40 тыс. инвалидов", — добавил он.

На пророссийские митинги в Донецке на пике собиралось по самым "оптимистическим" оценкам до 20 тысяч человек, а на самом деле стабильный актив сепаратистского митинга — 5 тысяч. Расскажите мне теперь про "колорадов", массово приветствовавших "оккупационные войска", которых надо лишить пенсии. 136 тысяч человек старше 65 лет из них более 40 тысяч инвалидов — и это в одном только Донецке! Умножайте цифру еще как минимум в несколько раз, помня что еще есть Луганск и сельская местность с маленькими городами...

И когда престарелые, инвалиды и сироты на отчужденных территориях начнут умирать от голода и холода сотнями, правительство Украины будет валить всю ответственность на Кремль, Кремль будет валить на Порошенко, и все это будет очень интересно и журналистам будет о чем писать, а европейское сообщество в очередной раз начнет выражать глубокую взволнованность.

Но вполне очевидно, что зима будет и нужно предпринимать срочные меры для предотвращения гуманитарной катастрофы уже сейчас, а не когда на морозе начнут лопаться трубы и начнутся голодные бунты. Я не буду ничего советовать "народным" республикам и российским властям. У них там своя особая атмосфера, свои советчики и своя позиция, которая довольно-таки ясна. Давайте подумаем, что может сделать украинская власть и кто еще может что-то сделать.

Первое и очевидное — наконец-таки организовать централизованную эвакуацию социально незащищенных слоев населения, престарелых, инвалидов, сирот, детских домов и т.д. Всех тех, кто может просто не пережить зиму.

Однако даже создав условия для выезда и максимально ему способствуя, значительная часть пенсионеров не захочет покидать свою какую-никакую недвижимость и оставлять пожитки. И их можно понять. Вот рецепт от главного редактора портала "ОстроВ" Сергея Гармаша: "Тем, кто не может, по каким-то причинам, выехать <...> оказывать адресную помощь. Для этого могут быть привлечены международные организации, тот же Красный Крест. Можно специально создать организацию, которая бы по ее договоренности с ДНР/ЛНР (если они в этом заинтересованы) сделала учет таких больных и незащищенных и обеспечивала их. Но опять же — это будет не пенсия — это будет благотворительная помощь от организации или от Украины, которая такую организацию учредит и будет вкладывать в нее деньги".

Меня не очень волнует пенсия это будет или благотворительная помощь, меня волнует, чтобы не было гуманитарной катастрофы. И правительству Украину действительно пора бы призвать международные гуманитарные миссии к посредничеству! Если Украина не может исполнять свои обязательства перед своими гражданами на отчужденных территориях — не достаточно пассивно сказать им: "переезжайте, тут все получите". Нужно активно искать способы упреждения гуманитарной катастрофы.

Нужны запросы от первых лиц государства на помощь в Управление по координации гуманитарных вопросов ООН, в Красный Крест, международные правозащитные организации, миссионерские религиозные общества, глобальные благотворительные фонды и международные гуманитарные миссии.

Кстати, а знаете что тем временем говорит Левочкин? "Наша задача — победить стопроцентно в базовых регионах и сформировать сильные фракции в других регионах Украины", — резюмировал один из лидеров "Оппозиционного блока". Как вы думаете какие проценты настригут на местных выборах в следующем году перекрасившиеся "регионалы" в "базовых регионах", если этой зимой на Донбассе начнут помирать старики от холода и голода? [Спойлер: расскажите мне теперь еще что Украине не нужна сильная Русская партия из числа патриотов Украины, которая выбьет почву из-под ног спекулирующего на проблемах юго-востока "Оппозиционного блока"].

А пока в Администрации президента Украины думают над созданием Русской партии вместо того, чтобы делать ее, и "Оппозиционный блок" может хоть раз поработать на благо Украины. Народные депутаты Ефим Звягильский и Татьяна Бахтеева, например, регулярно путешествуют в ДНР и они могут сослужить добрую службу, став посредниками между украинским властями и населением Донбасса, обеспечив и гарантировав работу международных гуманитарных миссий на территории ДНР/ЛНР...

В прошлом году была зима, что нас изменила. В этом году — зима, что изменит их. Как-нибудь сдюжат, выживут. Уже сейчас на Донбассе происходит трансформация гражданского сознания населения. От пассивного "кто нам что даст", люди приходят к пониманию, что никто им ничего не даст и нужно переходить к самоорганизации, "чтоб не пропасть по одиночке". Это то, что украинцы пережили на Майдане и в первые месяцы войны, когда только гражданское общество удержало недееспособное украинское государство на плаву. Восток начинает понимать, что такое гражданская солидарность и социальная активность, ментальный разрыв между ними и нами сокращается. И в этот момент Украина должна протянуть руку помощи своим гражданами на Донбассе, задействовать все механизмы, привлечь всевозможных международных гуманитарных посредников для предотвращения коллапса.

А если этого не сделать, они все равно выживут, но после этой "зимы, что изменит их", восточные регионы будут потеряны для Украины уже навсегда.