Дюжина партнеров. История семейного бизнеса компании DEC Group

DEC education, созданный семьей Тарченко, входит в пятерку крупнейших образовательных агентств Восточной Европы


Наталья Тарченко вспоминает, как 10 лет назад с братом мужа Андреем Тарченко писала первый бизнес-план будущего агентства по образованию за рубежом. Тогда они сняли 17-метровую комнату, подключили технику и установили три стола. Сегодня эта компания — DEC education — лишь часть бизнеса DEC group.

Наталья — финансист по образованию, в 2003 году переехала из Кишинева к мужу в Киев, Андрей окончил Киево-Могилянскую академию по специальности "социология". Муж Натальи Александр тогда работал юрисконсультом в одной из крупных компаний и присоединился к семейному делу только спустя два года. Четвертый учредитель — сестра Натальи Ирина Зарецкая. Всего в DEC group работают 12 представителей семьи Тарченко.

Александр Тарченко признается: ошибки родственникам прощает, а вот нежелание работать — нет. Недавно пришлось попрощаться с одним из троюродных братьев. "Такие решения принимать тяжело, но за годы работы мы научились понимать, что наш бизнес — как ребенок. К нему нельзя относиться равнодушно, иначе умрет", — утверждает Александр.

Как же принимать порой сложные решения? "Во-первых, каждый из нас курирует свое направление, — рассказывает Андрей Тарченко. — Я являюсь директором по развитию бизнеса всей группы, Ирина — директором образовательного лагеря для детей DEC camp, Александр курирует языковую школу DEC school, а Наталья — агентство по образованию за рубежом DEC education". Каждый из четверки по характеру дополняет других. Александр — стратег, готовый осваивать новые горизонты, Наталья — организатор, решает тактические задачи. Андрей — отличный администратор, а Ирина — врожденный предприниматель. "Но если какое-то решение хотябы один из нас категорически не приемлет, мы откладываем его до тех пор, пока не придем к единому мнению", — уверяет Александр. Например, была отложена идея самого Александра — открыть сеть боксерских клубов в Киеве. Не смог убедить родственников с первого раза.

В ноябре 2013 года DEC group отмечает десятилетие со дня основания. За это время команда выросла сдвух до 85 человек. Если за первый год работы агентство отправило на учебу за рубеж 25 детей, то в прошлом году их число выросло до 1200. В лагере DEC camp ежегодно отдыхают до 800 детей, а в языковой школе учатся 400. Своих детей Тарченко тоже отправляют каждое лето в DEC camp. Но на этом приучение младшего поколения к ведению семейного бизнеса заканчивается. "Во Всеукраинской ассоциации семейного бизнеса, где мы состоим с прошлого года, нам помогли понять одну вещь: детей нужно учить не оперативной работе в компании, а умению владеть семейным бизнесом, сохранять его и приумножать, не занимаясь непосредственным управлением", — говорит Наталья. Пока дети маленькие, вопрос передачи наследства учредителями DEC group не обсуждается. Единственное, в чем они точно уверены — дети должны быть эффективными собственниками семейного дела, а не обязательно управленцами. "Пусть занимаются тем, к чему у них душа лежит", — заключает Наталья.

Сегодня семья Тарченко проводит финансовый аудит и наняла консультантов, которые помогут создать и реализовать новую стратегию группы. "Мы переросли рамки небольшого семейного бизнеса, поэтому бизнес-процессы должны соответствовать нынешним масштабам группы, — говорит Александр Тарченко. — При этом мы вчетвером планируем отойти от оперативной работы, но все равно будем контролировать бизнес. Ведь семья — наше конкурентное преимущество".