Бизнесу нужны не налоговые льготы, а поддержка знаниями

Ифор Ффоукс-Вильямс, практик в области развития региональных кластеров, о том, как государство в инновационной экономике должно поддерживать бизнес и почему налоговые льготы неэффективны
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

"Не надо нам помогать, главное — не мешайте", — этот тезис звучит практически на всех встречах бизнес-ассоциаций и объединений предпринимателей. Именно эту идею — не трогать бизнес — и декларирует (но не всегда выполняет) украинская власть после Революции достоинства. Согласно нашей стратегии реформ, поддержка бизнеса со стороны государства должна заключаться в том, чтобы максимально упростить административные процедуры, отменить лишнее регулирование, разогнать бесчисленные орды контролеров и инспекторов. Проще говоря — сократить взаимодействие бизнеса и власти до уровня, максимально приближенного к нулю.

Новозеландец Ифор Ффоукс-Вильямс, один из самых известных мировых практиков и автор методологии по развитию бизнес-кластеров, не согласен с тем, что на этом роль государства должна заканчиваться. Ффоукс-Вильямс объясняет свою позицию так: инновационная экономика должна базироваться на кластерах — отраслевых объединениях бизнеса по географическому принципу, что предполагает участие государства в развитии производства. Будучи директором консалтинговой компании ClusterNavigators, он сотрудничал с кластерами в более чем 50 странах, а в последнее время — и с Украиной.

Прежде всего я хотела бы спросить о ваших политических взглядах: вы считаете себя либералом или социалистом?

Я из Новой Зеландии, и нет новозеландцев, которые бы сказали, что им не нравится демократический режим. Всем нравится идея демократических выборов, несмотря на то, что не всегда нравится их результат. Ваш вопрос очень фундаментальный. Я верю в демократию, свободу ведения бизнеса, но я также считаю, что важна роль правительства — в защите, страховании, образовании и поддержке всех видов нужд сообщества.

Исходя из этого, кто должен стать основным двигателем развития кластеров и в нашей стране? В Украине достаточно либеральное правительство, может ли оно поддержать создание кластеров?

В Западной Европе существует механизм поддержки экономического развития на основе так называемых тройных спиралей. Конечно, бизнес — основной двигатель процесса, но государственные учреждения, негосударственные организации и академические институты также принимают участие. Модель лучше всего работает, когда каждая сторона в состоянии сотрудничать, работать в команде, двигаясь к открытой культуре. Когда я говорю о потенциальных "спиралях", ни один участник не имеет ответов на все вопросы. Но если мы можем объединить их и начать открытый диалог, гораздо более вероятно, что мы найдем ответы на вопрос, что на самом деле каждая из сторон может сделать для развития экономики.

Есть два пути определения отраслевых приоритетов — со стороны правительства и со стороны рынка. Исторически в нашей стране мы выбрали путь снизу вверх, но в результате создали сырьевую экономику. Теперь правительство говорит о том, что нужно повысить добавленную стоимость нашего экспорта. Что вы думаете об этом?

Любая экономика хочет переходить на уровень выше. Экономика Новой Зеландии также стремится отойти от сырья и двигаться дальше, к повышению добавленной стоимости произведенных товаров — это приносит больше прибыли, ведет к росту экономики и развитию бизнеса.

Какие кластеры лучше всего развивают регионы?

Мы провели мозговой штурм в kmbs чтобы выяснить, какие кластеры и в каких регионах Украины могли бы появиться. Мы сделали карту, отметили существующие предприятия, и мне стало ясно, что в Украине не нужно придумывать кластеры. Уже существуют целые региональные объединения, созданные силами рынка. Есть регионы, в которых конкретные отрасли создают добавленную стоимость и рабочие места. Как двигаться дальше? Что сдерживает развитие? Может быть, не хватает транспортной логистики, или, может быть, возможностей для доступа на более отдаленные рынки. Нужно определить, где находятся общие проблемы и какие существуют возможности для развития рынка недвижимости и строительства индустриальных парков, которые сосредоточатся на пищевой промышленности, IТ или обучении.

Правительство не должно изобретать кластеры. Но государственные институты в состоянии прислушиваться к потребностям бизнеса и реагировать.

Говоря о поддержке со стороны государственных институтов, чья это задача — местной власти или государственной?

Во всем мире именно местная власть является двигателем развития кластеров. Принимать решения удобнее на уровне региона, а не в столице.

Производство стали остается очень важным для украинского экспорта. Но производители проката жалуются, что поставщики, например, лома находятся в географической близости к их компаниям, но предпочитают экспортировать сырье, а не продавать украинским производителям, потому что цены за границей гораздо выше, чем в Украине. Звучат идеи, чтобы правительство контролировало экспорт сырья ради поддержки украинского производства. По-вашему, это здоровая идея?

Правительство должно подходить к такому виду регулирования очень осторожно и хорошо думать о возможных побочных эффектах. Возможно, нужно искать альтернативные методы поощрения сталелитейных компаний, чтобы развивать металлургию в вашей стране. Сталелитейные компании борются, и это нелегко.

Означает ли это, что мы должны поддерживать их?

Когда я говорю о поддержке компаний, я не имею в виду финансовую поддержку или налоговые льготы. Скорее, я имею в виду поддержку в создании дополнительной стоимости, например, в подготовке кадров в учебных заведениях. Я говорю о более сложных формах поддержки. В чешском городе Острава появилось много инженерных компаний, которые создают очень интеллектуальные решения, и они основаны на поддержке металлургического производства. Они тестируют новые рынки с новыми продуктами. Мы должны поддерживать знаниями, а не финансами.

Не могли бы вы еще дать примеры таких успешных кластеров?

В Северной Швеции много деревьев и много деревообрабатывающих заводов. Там же есть ряд IT компаний, которые разрабатывают конкретные решения для производства бумаги. Теперь это превратилось в кластер IТ-поддержки деревообрабатывающих заводов знаниями. Это заняло некоторое время — на развитие роли университетов, обучение студентов, создание системы охраны окружающей среды.

Другой пример из Новой Зеландии. У нас есть много молочных ферм, и мы столкнулись с тем, что фермерам нужны электрические заборы. Сейчас Новая Зеландия производит 80% всех электрических заборов в мире. Теперь это глобальный бизнес, который вырос из внутренней потребности и был создан спросом со стороны местных фермеров.

Что могло бы стать в Украине таким глобальным бизнесом?

Я был удивлен широтой возможностей для развития кластеров в вашей стране. Например, харьковский авиакластер. В Черновцах есть сформированный кластер производства свадебных платьев, который объединяет порядка 300 компаний.

Почему никто не знает об этих кластерах в мире, как знают о французских духах или итальянской обуви?

Важные элемент развития кластера как раз и состоит в том, чтобы трубить о местной промышленности и привлекать к ней внимание.

Кто же должен реализовывать эту PR-деятельность?

В этом должны участвовать все стороны, включая государственные учреждения, правительство, учебные заведения, университеты. Все они должны иметь в бюджете статьи на развитие сайтов, проведение фестивалей и другие мероприятия для привлечения внимания покупателей во всем мире. Конечно, кто-то должен координировать эту работу и направлять ее.

Как стимулировать местных производителей создавать необходимые материалы для местного производства, как это получилось у вас с заборами?

Прежде всего, мы должны спросить сами кластеры — что более эффективно для производства тех же свадебных платьев — импортировать фурнитуру, или производить. Мы должны смотреть на альтернативы. Возможно, у нас есть достаточно сырья, чтобы заменить фурнитуру, произведенную в Китае, а возможно — рациональнее инициировать коллективную закупку необходимых материалов за рубежом или придумать какой то другой путь.

Почему вы не поддерживаете стимулирование через налоговые каникулы?

Бизнес должен вносить свой вклад в государственные доходы. Если вы собираетесь строить современную экономику, которая выходит за рамки сырьевой, потребуются государственные доходы, которые можно будет потратить на развитие более сложных активов. Для инновационного развития важны не столько налоговые льготы, сколько создание условий, когда государство и наука сопровождает бизнес во всем что он делает.

Низкие налоги неэффективны.

В 2008 году правительство Южной Кореи выбрало несколько бедных регионов и дало налоговые скидки для тех, кто хотел открыть там предприятие. Это запустило деловую активность и помогло быстрее выйти из кризиса. Может быть, иногда это работает?

Может быть. Мы все хотели бы минимизировать налоги, любой бизнес этого хочет. Но бизнес также хочет быть эффективным. Многие успешные компании смещают фокус с налоговой оптимизации, на то, как улучшить структуру своего бизнеса, как добиться успеха на международных рынках. Мы можем дать им учебные курсы, поддерживать науку, рекламировать региональные и национальные бренды. Это намного важнее в долгосрочной перспективе.

Что может быть первым шагом правительства к развитию кластеров?

Я предложил бы правительству вместе с университетами и неправительственными организациями запустить пилотный проект взаимной поддержки. Я предложил бы правительству поддержать бизнес созданием равных условий и защитой конкуренции. Но я вижу опасность в том, что мы очень много говорим, а нужно сделать хоть что-то. Нужно проанализировать, что у Украины получается производить лучше всего и как мы можем улучшить это производство.