Чтобы зарабатывать в будущем, компании должны сокращать расходы на ИТ-услуги — Microsoft

pixabay.com
pixabay.com
К концу 2018 года расходы на ИТ-услугу в мире составят $550 млрд. В середине 2016 года 25% бюджетов компаний были рассчитаны на переход к альтернативным моделям обеспечения ИТ-ресурсами

По прогнозу, к концу 2018 года расходы на ИТ-услугу в мире составят $550 млрд. Стремясь сократить расходы, уже в середине 2016 года 25% бюджетов компаний были рассчитаны на переход к альтернативным моделям обеспечения ИТ-ресурсами. О тенденциях рынка лидер группы по предоставлению консультационных услуг сектора ТМТ "Делойт" в Украине и Беларуси Владимир Юмашев и лидер направления цифрового опыта "Делойт" Дмитрий Баценко спросили и у гендиректора Microsoft Украина Надежды Васильевой

Согласно одному из прогнозов бизнес с каждым годом будет нуждаться во все более комплексной ИТ-поддержке. Вы наблюдаете такую тенденцию в Украине?

ИТ-бюджеты существенно растут и иногда затмевают остальные расходы компании. Поэтому Microsoft сегодня занимается оптимизацией бизнес-моделей. В ИТ самое главное выстроить систему доходности, к примеру стартапов, с учетом новых трендов. Основной тренд находится в сфере потребительской экономики — изменениях поведения клиентов. Клиенты хотят платить за то, чем реально пользуются. Такая тенденция возникла 5 лет назад, когда эти услуги начали занимать 35-40% от общих затрат труда. С этого момента ИТ-компании поняли, что должны предложить бизнесу транзакционную модель оплаты. Есть клиенты, которые не хотят платить за целостное решение. Исходя из этого, мы посмотрели на существующую ситуацию более конкретно.

Какие у бизнеса есть возможности для сокращения расходов?

Благодаря облачным технологиям появилась возможность получить очень большие объемы вычислительных мощностей за доступные деньги. Нет смысла тратить огромные средства на покупку собственного оборудования. Кроме того, есть возможность нарезать мощности на маленькие части. Это и есть модель ИТ-сервиса. К этой услуге может прилагаться вычислительная мощность, связанная с кибербезопасностью или продуктивностью, с хранением информации или с искусственным интеллектом. Это уже зависит от того, что необходимо клиенту.

Четвертая индустриальная революция, которая началась в Германии, существенно изменила роль человека в рабочем процессе. Рост стоимости одного часа работы в 5 раз за последние годы вынудил немецких производителей закрывать свои заводы в Китае и открывать заводы в Германии. Только теперь на этих заводах работает порядка 25 человек на территории размером в четыре футбольных поля. Появились новые модели оптимизации всех процессов. Намного выгоднее для страны иметь много мелких предприятий с современными технологическими процессами, чем заводы, где работает по 50-70 тыс. человек с размытой перспективой.

Как Вы думаете, что нужно делать тем людям, которые сейчас работают на украинских заводах?

В Лондоне в 1925 году основным транспортным средством являлись лошади. Через 5 лет появились автомобили, и 38% экономики города, которая была ориентирована на обслуживание лошадей, пришлось переориентироваться. Спустя век бизнес-процессы снова меняются. Любой предприниматель, который открывает новый бизнес, стремится к оптимизации. У каждого работника есть свое ноу-хау, связанное непосредственно с его трудом. Задача HR — распознать таланты каждого работника — возможно, он знает, как оптимизировать применение технологии. Так можно переориентировать людей, которые сегодня занимаются производством на то, чтобы они начали генерировать новые продукты. К примеру, в Украине компания John Deere заводит свои автоматизированные тракторы без водителей. Я уверена, что в стране есть не один умелец, который смог бы спроектировать такое же оборудование в быстрые сроки.

В Украине прекрасно развита сфера разработки, и сегодня это одно из огромных конкурентных преимуществ страны. Украинские специалисты, к примеру, разрабатывали электронику для немецких брендов. Но кто об этом знает? Все продается нам же с надписью "Made in …" (подставьте сюда европейскую страну) и с докрученной прибылью. Поэтому мы призываем рынок аутсорсинга создавать продуктовые компании "Made in Ukraine". К сожалению, пока менталитет большинства украинских предпринимателей заточен на краткосрочную прибыль в 5-6 месяцев.

Законодательство создает большие сложности для развития в стране облачных услуг?

Мы начали активно продавать "облако" в Украине три года назад. Практически все экспортные компании, в первую очередь из агросектора, работают уже с этой технологией. В прошлом году украинский агробизнес был признан самым инновационным в Европе. В Украине "облако" развивается в основном в частном секторе, который не настолько задокументирован, как государственные предприятия. Мы наблюдаем ежегодный прирост в 38%.

Естественно, ограничения лежат в плоскости различных законов. Самый тяжелый, конечно, государственный и банковский сектор. Госсектор может работать только по тем нормативам, которые предписаны законом. Если в законе не определено, что такое "облако", значит — его нет. Поэтому, в первую очередь, необходимо прописать в законе определение термина. Затем переходить к другим моментам. Есть несколько законов, которые ограничивают использование этой технологии: законы "О персональных данных", "О персональной информации" например. Я не говорю уже о постановлении НБУ, в котором идет речь о том, что все операции необходимо осуществлять "на земле". Облако не работает, потому что открывать данные не выгодно. При том, что под закон попадает только 5% информации, которая должна быть засекречена.

Насколько украинский бизнес готов к переходу на ИТ как сервис?

Украинский бизнес готов к такому переходу, но только тот, который не монополизирован, не коррумпирован и не принадлежит олигархам. Поэтому чем больше экспортно-ориентированная экономика будет втягивать большие структуры, тем больше они будут чувствовать конкуренцию. Война отрезала 1/3 ВВП, что создает необходимость генерировать его в других сферах. К примеру, на Западной Украине развивается только малый бизнес. А мы понимаем, что малый бизнес не будет строить заводы. Он разобьет все процессы на микропроцессы, как в Японии, где одну линию обслуживает миллион мелких подрядчиков, которые довыполняют свою часть работы и привозят на сборку.

Мне кажется, что самая главная отправная точка вопроса — изменить восприятие ИТ как отдельной отрасли, которая меняет модели бизнеса и жизни. ИТ может выступать бизнес-консультантом.

К нам приходят компании, в том числе и государственные, которые просят предложить решения. Прежде чем начать проект, нам важно понять потребности и задачи этой компании. Например, вывести на экспорт определенный продукт, который еще не готов. Понимая задачу, мы можем разработать план действий и определить сервисы и технологии, с помощью которых нужно выстраивать процессы.