Лампочки от соавтора Большого адронного коллайдера

Группа американских и британских инвесторов 10 лет назад создала корпорацию Maxus, которая стала первой поставлять на украинский рынок светодиодные лампы. Сегодня LED-освещение от Maxus полностью разрабатывается в R&D центре компании в Харькове
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В 2004 году предприниматель из Харькова Александр Вороговский после нескольких успешных проектов в сфере торговли текстилем и мехами (в свое время о нем писали СМИ Южной Кореи как о крупнейшем экспортере указанных товаров из этой страны) заинтересовался современными источниками освещения. Все началось с деловой поездки на Ближний Восток, во время которой Александр Вороговский от своих партнеров узнал, насколько эффективными могут быть новые осветительные приборы по сравнению с традиционными "лампочками Ильича" — экономить до 75% электроэнергии и служить в 6-7 раз дольше.

Тогда, в далеком 2004 году, Украина оставалась крупным европейским регионом, где при довольно высокой покупательской способности фактически отсутствовал рынок энергосберегающих осветительных технологий. Эту нишу и намеревался занять Александр Вороговский. Судьбоносной для бизнесмена стала встреча в самолете по пути в Шанхай с Эллой Драгилевой (сейчас занимает пост исполнительного директора международной корпорации Maxus). Тогда она представляла интересы частных американских и британских инвесторов, которые в то время изучали перспективы производства энергосберегающих источников света и подыскивали рынок для успешного старта. Александр Вороговский предложил Элле Драгилевой объединить усилия. Так возникла корпорация Maxus — от латинского "maximus", "максимальный".

Первые шаги

Зарубежные партнеры обеспечили Maxus доступ к западным кредитным средствам, взяли на себя поиск иностранных партнеров и юридическое сопровождение деятельности. Украинцы отвечали за изучение потребностей рынка, адаптацию продукции к местным реалиям, а также за продажи.

Начинал Maxus с импорта в Украину энергосберегающих люминесцентных, а позже и LED-ламп. Однако потребности рынка росли, а вместе с ним и требования клиентов. Это подтолкнуло Александра Вороговского вывести компанию на новый этап развития. В 2011 году Maxus открыл в Харькове собственный центр исследований и разработок (Research & Development, R&D) для контроля качества и адаптации своей продукции под местные электросети. Это подразделение — предмет особой гордости основателя. "У нас есть инженерная группа очень высокого уровня. Там работает человек, который разрабатывал датчики для Большого адронного коллайдера, "поймавшие" бозон Хиггса", — с гордостью рассказывает Александр Вороговский.

Сейчас непосредственно интеллектуальную часть работы выполняет украинская сторона в Харькове, компоненты закупаются в Японии, Гонконге, Тайване и частично в Китае, а сборку осуществляет завод Leedarson Lightning в КНР (данное предприятие производит также продукцию для компаний Philips, Toshiba, Panasonic и других). "Мы построили в Харькове большой R&D центр, потому что понимаем — китайцы хорошие парни, но они не могут удовлетворять потребности наших электросетей. Мы ничего готового в Китае не покупаем, сами "копаемся" в технологиях", — подчеркнул Александр Вороговский.

Вся продукция корпорации, продаваемая на территории Украины, оснащена усиленными стабилизаторами напряжения. Это позволяет источникам света и светильникам Maxus выдерживать кратковременные перепады напряжения в диапазоне 200-240 В, а также постоянно повышенное или пониженное напряжение. Специальный компьютерный чип, разработанный инженерами предприятия, управляет поступающим током и выдает нужное напряжение на светодиоды. "Почему наша лампочка стоит 200 грн, а у некоторых конкурентов вроде бы аналогичная — 65 грн? Казалось бы, все одинаково, но температура на чипах у нас 65 градусов, а у них — 120. В результате наша лампа пять лет будет служить, а у конкурентов через два-три месяца сгорит, потому что чип деградирует под воздействием высоких температур", — объясняет основатель и генеральный директор Maxus.

Новый вызов

В 2015 году Maxus сделал ставку на LED-технологию, и в июле этого года полностью отказался от поставок люминесцентных ламп. И это при том, что в данном сегменте компания занимала 40% украинского рынка.

По данным Maxus, если в 2010 году доля LED на украинском рынке освещения не превышала 2% при общей оценке объема рынка в $450 млн, то по итогам 2014 года рынок достиг $583 млн, а доля светодиодных приборов выросла до 18%.

В компании убеждены, что устаревшие технологии освещения через три-четыре года попросту отомрут — эффективность LED растет на 20-30% в год. Если раньше на 1 Ватт электроэнергии эффективность достигала 60 люменов (в люменах измеряется световой поток), то сейчас — уже 100, а за полтора года она составит 160-180 люменов. Для сравнения, традиционная лампочка накаливания "выдает" приблизительно 10 люменов на 1 Ватт. Сегодня Maxus продает в Украине лампочки на 100 люменов (на 1 Ватт). Через год-два этот показатель вырастет до 150 люменов.

Выбранная компанией стратегия оправдала себя: по данным Maxus, на сегодняшний день компания занимает более 40% украинского рынка LED-освещения.