Через десять лет каждая микроволновка будет иметь свой интернет-адрес — Bosch

Полномочный представитель группы компаний Bosch в России, Беларуси, Украине, Средней Азии Герхард Пфайфер рассказал Delo.UA, как кризис в Украине повлиял на продажи в регионе, собирается ли компания уходить из Украины, когда бытовая техника будет полноценно общаться между собой, а главное — что компания делает в области инноваций уже сегодня

Скажите, на какой объем продаж рассчитывает компания Bosch в Украине по итогу 2014 года?

Наши продажи в Украине в 2014 году, к сожалению, пострадали от общей политической ситуации. Больше всего на бизнес повлиял обменный курс гривни, его падение и сложности с получением ликвидных средств для ведения бизнеса. Поэтому если считать в евро, то наши продажи в 2014 году опустились по сравнению с 2013 годом значительно. Общий объем за 2014 год составил 44 миллиона евро.

Уже можете спрогнозировать, какой результат будет по итогу этого года?

К сожалению, ситуация на настоящий момент не обещает какого-то позитивного развития. Мы считаем, что экономическая ситуация в Украине остается чрезвычайно сложной, и во многих областях бизнеса мы видим либо то, что инвестиции откладываются, либо то, что инвесторы не могут получить финансирование, чтобы осуществлять инвестиционные проекты. Поэтому наши ожидания на 2015 год — это дальнейшее снижение продаж по сравнению с 2014 годом. Однако, несмотря на кризис, мы наращиваем нашу долю рынка в разных направлениях бизнеса. Прежде всего благодаря инновационному потенциалу наших продуктов мы смогли нарастить свою долю и укрепить позиции на рынке.

Какова ваша доля рынка в процентах?

По разным направлениям бизнеса мы работаем лучше рынка. Я бы выделил термотехнику и электроинструменты, но и все остальные наши дивизионы как минимум не потеряли свои позиции на рынке.

В электроинструментах какой процент рынка?

У нас общая политика не раскрывать нашу долю рынка по бизнесу.

На сколько процентов ожидается снижение продаж в 2015 году?

Я бы сам этот процент очень хотел знать, но, к сожалению, существует очень много факторов, которые нам не подконтрольны. Во-первых, дальнейшее движение валютного курса гривни по отношению к основным мировым валютам. Во-вторых, общая политическая и военная ситуация на востоке Украины. Мы об этом говорим, потому что все это влияет на поведение наших покупателей и, в частности, на их способность финансировать свои покупки. Эти факторы пока влияют отрицательно, но на какой процент, я не могу вам сказать.

Аналогичный вопрос касательно Грузии — какой объем продаж зафиксирован в 2014 году и каковы прогнозы на 2015?

Для нас Грузия — это центр всей нашей активности на южном Кавказе. Когда мы говорим об этой стране, мы имеем в виду не только ее, но еще и Армению, и Азербайджан. В самой Грузии наши продажи за прошлый год составили 4 миллиона евро. А если брать весь Южно-Кавказский регион, то это 19 млн евро. Однако перспективы на 2015 год, к сожалению, нельзя назвать положительными. Мы прогнозируем, что во всем Южно-Кавказском регионе в 2015 году наш объем продаж снизится по сравнению с 2014 годом. Однако мы планируем, что будем расти и развивать бизнес лучше рынка. Мы особенно гордимся тем, что на эти рынки выводим новую продукцию, в частности в секторе электроинструментов. Здесь в среднем наша продукция представлена возрастом не больше двух лет от разработки. И только в прошлом году мы вывели на Южно-Кавказские рынки сотню новых наименований.

Работает ли компания в зоне проведения антитеррористической операции на неподконтрольных Украине территориях? Зафиксированы ли случаи порчи, кражи имущества, "национализации" самопровозглашенными "ДНР" и "ЛНР" и какие потери в этом плане?

У нас в Украине два дочерних общества, одно расположено в Киеве, другое — в Краковце. Ни нашему бизнесу, ни нашим сотрудникам не нанесено ущерба. Понятно, что вся эта ситуация с непризнанными республиками влияет на объем нашего бизнеса. Однако в том, что касается Bosch, у нас нет сообщений по ущербу, нанесенному здоровью и жизни наших сотрудников и нет сведений об ущербе, нанесенному нашим активам.

Если события на востоке Украины будут и дальше развиваться, собирается ли компания уходить из страны?

Действительно, 2014 год был самым трудным с политической и экономической точки зрения по сравнению со всеми предыдущими годами. Однако Bosch — это компания, которая ориентируется на стратегическое и долгосрочное планирование. Если в стране можно еще вести бизнес, если она представляет для нас стратегически долгосрочный интерес — мы не просто остаемся, мы не меняем направления своего движения на рынки и не меняем свою стратегическую ориентацию. Украина для нас — это стратегически важный рынок хотя бы уже потому, что в Украине живет 45 миллионов человек. Это означает, что там очень много людей, чью жизнь мы хотели бы улучшить с помощью нашей продукции.

В прошлом году в Украине был бойкот российских товаров, некоторые компании просто уходили с рынка, ощутила ли ваша компания спад продаж именно по этой причине?

Вне зависимости от места производства нашей продукции мы знаем, что и по качеству, и по надежности, самое главное — по восприятию клиентами, она абсолютно одинакова. Поэтому вне зависимости от того, где она произведена, — а у нас есть производство в Малайзии, в Индонезии, в Бразилии, в Китае, в России, — человек смотрит на бренд. Мы никаких эффектов на продаже нашего оборудования в зависимости от места его производства не видим. И поэтому не считаем необходимым в каждой стране открывать производственные площадки.

Что компания Bosch сегодня делает в направлении "умного" дома и интернет-вещей?

Bosch — один из пионеров в сфере интернет-вещей и использования инфокоммуникационных технологий в бытовых и индустриальных продуктах. Мы постоянно ориентируем своих исследователей и разработчиков в том направлении, что в будущем любые компоненты нашей продукции, в которых есть электронное содержание, должны иметь обязательно функционал общения друг с другом, передачи друг другу информации. Мы работаем в этом направлении в различных областях нашего бизнеса. Мы видим практически везде возможности для того, чтобы с помощью коммуникационных технологий изменить жизнь людей к лучшему. Это касается и умного автоматизированного вождения автомобиля, умной бытовой техники и в целом умного дома. Например, у нас представлена газонокосилка Indego, которой можно контролировать (управлять ее работой) по интернету.

Уже в недалеком будущем будут выпущены и розданы миллиарды новых интернет-адресов. Они будут присваиваться даже самым маленьким, казалось бы, устройствам. Даже таким "не умным", как холодильник, электроплита, газонокосилка. Это может быть автомобиль, который будет выходить в интернет самостоятельно и общаться, например, со станцией техобслуживания.

Когда эти технологии будут массовыми и общедоступными для всех категорий населения?

Как известно, цена любой технологии зависит не столько от ее непосредственной стоимости, сколько от соотношения между стоимостью и дополнительной ценностью или ее полезностью по сравнению с тем, когда технологий нет. Если соединение вещи с интернетом будет давать серьезную прибавку к полезности этого предмета, понятно, что за эту дополнительную полезность покупатель будет готов платить больше. Насколько больше — это будет зависеть как раз от воспринимаемой покупателем полезности. Здесь, мы считаем, рынок сам найдет баланс, сколько стоит брать за дополнительную полезность.

Что компания Bosch делает в направлении электромобилей?

Компания Bosch считает, что компоненты для электромобилей — это одна из серьезных тенденций, которые перевернут нынешний парк автомобилей в течение предстоящего десятилетия. С нашей стороны мы уже давно вкладываемся и продолжаем вкладываться в производство компонентов. Это как непосредственно компоненты для автомобилей, так и системы полуавтоматического, или даже полностью автономного, вождения.

В настоящий момент нами вложено в это направление уже сотни миллионов евро. Конкретной цифры у меня нет, потому что вложения продолжаются и в этом году. Это касается и аккумуляторов, и систем электрической трансмиссии, и систем распознавания окружения автомобиля на дороге, и распознавание дорожных знаков, системы обеспечения курсовой устойчивости. Все это мы разрабатываем. Однако свой автомобиль мы, наверное, не будем делать никогда, поскольку уже 128 лет наша философия такова, что мы хотим поставлять лучшие по качеству компоненты тем, кто умеет делать автомобили лучше нас, и на их поле мы залезать не собираемся.