- Категория
- IT и Телеком
- Дата публикации
Если эскалации конфликта с Россией не последует, отечественный интернет-рынок ожидает рост
Игроки украинского рынка интернет в целом с оптимизмом оценивают перспективы его развития в 2014 году и ожидают роста по итогам года. Такое мнение руководители интернет-компаний сообщили на пресс-конференции в рамках ежегодного интернет-форума IForum в Киеве в четверг.
По словам президента компании Imena.UA Александра Ольшанского, в случае если отношения между Украиной и Россией не дойдут до "горячей фазы", к осени текущего года отрасль восстановится.
По мнению главы "Google Украина" Дмитрия Шоломко, ожидания падения продаж на текущий момент не оправдались.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.ua"Мы ожидали, что рынок будет сильно падать. Но ничего сильно не упало. Более того, Украина — один из самых растущих рынков для Google в Восточной Европе", — сказал он. Шоломко добавил, что компания не ожидает падения показателей и в дальнейшем.
По данным руководителя интернет-сектора медиахолдинга UMH Дмитрия Лисицкого, до киевских событий 19 февраля рекламодатели надеялись, что негативного сценария в целом удастся избежать, поэтому не вносили корректировок в свои рекламные бюджеты.
"После 19-го у них произошел перелом в сознании. До этого они считали, что ничего не происходит. Крупные рекламодатели начали резать свои бюджеты, хотя и были те, кто не вносил изменений, а некоторые даже увеличили. Но в целом в первом квартале падение рынка было на уровне 20-30%", — сказал он.
Руководитель украинского интернет-рекламного агентства UA-Master Евгений Шевченко также отмечает проседание рынка интернет-рекламы в первом квартале, однако прогнозирует, что в дальнейшем возможно перетекание бюджета в интернет из наружной рекламы и рекламы в прессе.
Глава компании Promodo, занимающейся продвижением контекстной рекламы, Александр Колб считает, что в целом текущие ожидания рынка отличаются от кризисного 2008 года.
"Если тогда ждали, что завтра будет только хуже, то сегодня многие видят надежду на светлое будущее. Некоторые рекламодатели даже увеличивают бюджет", — сказал он.
По мнению Колба, большую панику и волнение на рынке создала не сложная политическая ситуация в стране или угроза военных действий, а скачок курса доллара: "Курс доллара. Это создало большую панику, чем военные действия. Очень важна стабилизация в этом вопросе", — отметил он.
Присутствовавший на конференции сооснователь венчурного фонда Aventures Евгений Сысоев отметил, что частично связанный с интернет-рынком бизнес разработчиков программного обеспечения по результатам первого квартала показал рост в 50-70%: "Рынок разработки ПО — как аутсорсинг, так и продуктовые компании — выросли на 50-70% за первый квартал. Это произошло по причине того, что они на 99% не зависят от локальных событий",— подчеркнул он.
Сысоев уверен, что в целом по году рост состоится рост рынка, однако стоит ждать его замедления.
Руководитель интернет-сервиса zakaz.ua Егор Анчишкин, комментируя ситуацию с инвестициями, в частности американскими, в украинский рынок, отметил, что на данном этапе они невозможны в связи с нестабильной ситуацией в стране.
"О новых инвестициях американских компаний говорить сейчас не стоит. Чтобы инвестировать сейчас в Россию — об этом у них вообще речи не идет. Они четко слушают своего регулятора. Если есть угроза санкций — никто инвестировать не будет. А вот если, скажем, регулятор скажет: у нас появился "план Маршалла" для Украины, давайте инвестировать туда…" — отметил Анчишкин.
Консультант по венчурному инвестированию Денис Довгополый со своей стороны отметил, что заинтересованность в инвестициях в Украину есть, хотя ее практическая реализация сейчас существенно осложнена.
"У иностранных фондов есть пул средств для инвестирования в конкретный регион. Если из-за угрозы санкций из региона Восточной Европы выпадет Россия, то эти средства могут быть перенаправлены в Украину. Еще один интересный тренд — часть российских стартап-проектов будут вынуждены переезжать из РФ, чтобы получать возможность иностранных инвестиций", — отметил он.
Заместитель директора исследовательской компании GfK Ukraine Глеб Вышлинский полагает, что фактор России значительно влияет на темпы стабилизации украинской экономики в целом и интернет-рынка в частности. "Если бы не было фактора России, российской агрессии, то сценарий был бы таков — мы переживаем тяжелый год, с нового сезона в сентябре начинается оживление, с 2015 года выходят более рискованные инвесторы, которые сейчас опасаются вкладывать свои средства", — сказал он.
По словам Вышлинского, GfK отмечает рост индекса потребительских ожиданий, особенно в тех регионах, которые приветствуют смену власти.
Ольшанский добавил, что делать какие-то конкретные долгосрочные прогнозы по рынку сложно из-за непредсказуемости политической и экономической ситуации.
"Я к прогнозам отношусь очень осторожно. Например, никто не сможет ответить, каким будет курс доллара, скажем, в сентябре. Например, в марте была паника, связанная с тем, что бизнес почувствовал, что правительство ничего не контролирует, в первую очередь финансовую систему. А бизнесу важно понимать, что этим велосипедом кто-то управляет", — отметил он.
Как сообщалось, по данным Интернет-ассоциации Украины, рынок интернет-рекламы в 2013 году вырос на 54,2% и составил 916 млн грн.