Если эскалации конфликта с Россией не последует, отечественный интернет-рынок ожидает рост

Игроки украинского интернет-рынка с оптимизмом смотрят на перспективы его развития в текущем году

Игроки украинского рынка интернет в целом с оптимизмом оценивают перспективы его развития в 2014 году и ожидают роста по итогам года. Такое мнение руководители интернет-компаний сообщили на пресс-конференции в рамках ежегодного интернет-форума IForum в Киеве в четверг.

По словам президента компании Imena.UA Александра Ольшанского, в случае если отношения между Украиной и Россией не дойдут до "горячей фазы", к осени текущего года отрасль восстановится.

По мнению главы "Google Украина" Дмитрия Шоломко, ожидания падения продаж на текущий момент не оправдались.

"Мы ожидали, что рынок будет сильно падать. Но ничего сильно не упало. Более того, Украина — один из самых растущих рынков для Google в Восточной Европе", — сказал он. Шоломко добавил, что компания не ожидает падения показателей и в дальнейшем.

По данным руководителя интернет-сектора медиахолдинга UMH Дмитрия Лисицкого, до киевских событий 19 февраля рекламодатели надеялись, что негативного сценария в целом удастся избежать, поэтому не вносили корректировок в свои рекламные бюджеты.

"После 19-го у них произошел перелом в сознании. До этого они считали, что ничего не происходит. Крупные рекламодатели начали резать свои бюджеты, хотя и были те, кто не вносил изменений, а некоторые даже увеличили. Но в целом в первом квартале падение рынка было на уровне 20-30%", — сказал он.

Руководитель украинского интернет-рекламного агентства UA-Master Евгений Шевченко также отмечает проседание рынка интернет-рекламы в первом квартале, однако прогнозирует, что в дальнейшем возможно перетекание бюджета в интернет из наружной рекламы и рекламы в прессе.

Глава компании Promodo, занимающейся продвижением контекстной рекламы, Александр Колб считает, что в целом текущие ожидания рынка отличаются от кризисного 2008 года.

"Если тогда ждали, что завтра будет только хуже, то сегодня многие видят надежду на светлое будущее. Некоторые рекламодатели даже увеличивают бюджет", — сказал он.

По мнению Колба, большую панику и волнение на рынке создала не сложная политическая ситуация в стране или угроза военных действий, а скачок курса доллара: "Курс доллара. Это создало большую панику, чем военные действия. Очень важна стабилизация в этом вопросе", — отметил он.

Присутствовавший на конференции сооснователь венчурного фонда Aventures Евгений Сысоев отметил, что частично связанный с интернет-рынком бизнес разработчиков программного обеспечения по результатам первого квартала показал рост в 50-70%: "Рынок разработки ПО — как аутсорсинг, так и продуктовые компании — выросли на 50-70% за первый квартал. Это произошло по причине того, что они на 99% не зависят от локальных событий",— подчеркнул он.

Сысоев уверен, что в целом по году рост состоится рост рынка, однако стоит ждать его замедления.

Руководитель интернет-сервиса zakaz.ua Егор Анчишкин, комментируя ситуацию с инвестициями, в частности американскими, в украинский рынок, отметил, что на данном этапе они невозможны в связи с нестабильной ситуацией в стране.

"О новых инвестициях американских компаний говорить сейчас не стоит. Чтобы инвестировать сейчас в Россию — об этом у них вообще речи не идет. Они четко слушают своего регулятора. Если есть угроза санкций — никто инвестировать не будет. А вот если, скажем, регулятор скажет: у нас появился "план Маршалла" для Украины, давайте инвестировать туда…" — отметил Анчишкин.

Консультант по венчурному инвестированию Денис Довгополый со своей стороны отметил, что заинтересованность в инвестициях в Украину есть, хотя ее практическая реализация сейчас существенно осложнена.

"У иностранных фондов есть пул средств для инвестирования в конкретный регион. Если из-за угрозы санкций из региона Восточной Европы выпадет Россия, то эти средства могут быть перенаправлены в Украину. Еще один интересный тренд — часть российских стартап-проектов будут вынуждены переезжать из РФ, чтобы получать возможность иностранных инвестиций", — отметил он.

Заместитель директора исследовательской компании GfK Ukraine Глеб Вышлинский полагает, что фактор России значительно влияет на темпы стабилизации украинской экономики в целом и интернет-рынка в частности. "Если бы не было фактора России, российской агрессии, то сценарий был бы таков — мы переживаем тяжелый год, с нового сезона в сентябре начинается оживление, с 2015 года выходят более рискованные инвесторы, которые сейчас опасаются вкладывать свои средства", — сказал он.

По словам Вышлинского, GfK отмечает рост индекса потребительских ожиданий, особенно в тех регионах, которые приветствуют смену власти.

Ольшанский добавил, что делать какие-то конкретные долгосрочные прогнозы по рынку сложно из-за непредсказуемости политической и экономической ситуации.

"Я к прогнозам отношусь очень осторожно. Например, никто не сможет ответить, каким будет курс доллара, скажем, в сентябре. Например, в марте была паника, связанная с тем, что бизнес почувствовал, что правительство ничего не контролирует, в первую очередь финансовую систему. А бизнесу важно понимать, что этим велосипедом кто-то управляет", — отметил он.

Как сообщалось, по данным Интернет-ассоциации Украины, рынок интернет-рекламы в 2013 году вырос на 54,2% и составил 916 млн грн.