Как создать свой антивирус за месяц?

Мировой рынок программного обеспечения в сфере информационной безопасности растет из года в год. Если в 2011 году его объем оценивался в $17,7 млрд, то 2013 год закончился на отметке $22 млрд
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Практически 90% глобального рынка в отрасли ПО для инфобезопасности контролируются 10 вендорами, о чем свидетельствуют ежегодные отчеты компании OPSWAT.

Обладая значительными ресурсами, такие гиганты антивирусной индустрии, как Лаборатория Касперского, Symantec, McAfee, ESET на сегодняшний день на голову сильнее своих конкурентов из категории "другие". Это касается как технологической, так и маркетинговой составляющих бизнеса.

Carpe diem

Мало кто знает, что рынок антивирусного ПО насыщен множеством решений. Маркетинговые исследования лаборатории Zillya! показывают, что в мире существует более 300 антивирусов! Как правило, это локальные антивирусные бренды, работающие на рынке одной или нескольких стран.

Суммарная рыночная доля подобных продуктов в редких случаях достигает 10%. Но, если учесть объемы рынка и его рост с момента возникновения индустрии, то даже 10% — это повод для борьбы. К примеру, 10% от украинского рынка антивирусного ПО — это приблизительно 6-7 млн грн.

Те компании и предприниматели, которые посчитают антивирусный рынок привлекательным и захотят создать продукт под собственным брендом, столкнутся с различными барьерами входа. Чтобы создать свой антивирус и повторить технологии защиты из списка "the must", придется инвестировать серьезные деньги и потратить на разработку не меньше года. Команда маркетологов в свою очередь должна будет убедить потенциальных пользователей, что новый продукт способен выполнять базовую функцию — защищать компьютер от вирусов.

Весомым аргументов может стать прохождение продуктом признанных в мире тестов антивирусов: AV-comparatives, VB100, AV-test. Для этого понадобится терпение, деньги и… качественный продукт, поддерживаемый собственной вирусной лабораторией.

Оценивая технологические барьеры входа в отрасль, затраты на содержание собственной антивирусной лаборатории, компании, желающие войти на данный рынок, все чаще прибегают к такой услуге антивирусных вендоров, как co-branding.

Антивирус за 1 месяц: co-branding

Co-branding предполагает создание нового антивирусного продукта на основе уже существующего решения. На практике это означает, все желающие могут начать работу на рынке антивирусного ПО под своим брендом, взяв за основу антивирусные продукты вендора, предлагающего услугу co-branding.

На сайте http://antivirusoem.com/suppliers.html размещен целый список антивирусных компаний, которые располагают такими партнерскими программами. Среди вендоров можно есть громкие имена: Лаборатория Касперского, ESET, Bitdefender и другие. В списке также представлен украинский разработчик — Антивирусная лаборатория Zillya!

Упрощенно, Co-branding — это изменение дизайна и названия существующего антивирусного продукта и продажа его под другим брендом, где поставщик продукта, вендор, обладающий своей антивирусной лабораторией, обеспечивает новый продукт обновлениями антивирусных баз и оказывает технологическую поддержку co-branding партнеру.

Почему это выгодно вендору? Как правило, вендоры:

  1. Предлагают услугу ко-брендинга для компаний, которые планируют работать на рынках, не интересных вендору или таких, на которые он не собирается работать в ближайшее время под собственным брендом. Это означает, что новый продукт не угрожает бизнесу вендора, а в некоторых случаях, наоборот, позволяет лучше понять специфику нового рынка.
  2. Вендоры достаточно хорошо зарабатывают на лицензионных отчислениях и самом изменении продуктов. Порядок сумм, о котором идет речь при редизайне продукта и его переименовании, — от 20 тыс. у.е.

Популярность ко-брендинга для компаний, которые создают свой антивирусный бренд, также легко объяснима:

  1. Ко-брендинг партнер обходит технологический барьер входа на рынок и уходит от затрат, связанных с созданием антивирусных технологий, поддержкой антивирусных баз, вирусной аналитикой. Компания может сконцентрироваться исключительно на маркетинговой части бизнеса.
  2. Новый антивирус может быть создан всего за 1-2 месяца. Это означает, что уже через 2 месяца ко-брендинговый продукт будет поставлен конечному пользователю.
  3. Создатели нового антивирусного продукта могут оставаться гибкими в вопросе выбора технологий антивирусной защиты и получить продукт, который по качеству может даже превосходить продукт вендора. Как? Очень просто. Подключив сразу несколько антивирусных движков в свой продукт.

В то же время ко-брендинг имеет и ряд недостатков как для вендора, так и для создателей нового антивирусного бренда.

Риски вендора, как правило, связаны именно с бизнес-стороной. Успех нового антивируса на определенном рынке все же может усложнить вхождение вендора на этот рынок в будущем. Также вендор не застрахован от того, что рост бизнеса ко-брендинг партнера позволит ему усилить давление на вендора в вопросе цены за каждую поставленную лицензию и, в конечном счете, даже перейти к другому вендору.

Для компаний, создающих свой продукт на основе существующего, основные риски бизнеса связанны именно с технологиями. Новый продукт автоматически перенимает все недостатки существующего и напрямую зависит от его технологического развития и уровня поддержки вендором.

Шансы co-branding антивирусов в Украине

Украинский рынок антивирусов по различных оценкам — это 60-70 млн грн. В эту сумму входит крупный корпоративный сектор, государственный сектор, рынок конечного потребителя. Крупные вендоры, такие как Лаборатория Касперского, ESET, Avast, Доктор Вэб, Symantec, McAfee контролируют до 95% рынка, при этом конкуренция на рынке достаточно жесткая.

Вендоры не жалеют бюджетов на рекламу своих продуктов и подвинуть их с рынка будет очень сложно. Говорить о входе на рынок Украины без серьезных вложений в маркетинг будет сложно. Примером может служить попытка Panda Antivirus закрепиться на рынке Украины в 2012-2013 годах или проигрыш конкурентной борьбы не менее крупным вендором, Trend Micro, чьи продукты еще восемь лет назад занимали 20% рынка страны.

Перспективы антивирусного продукта, созданного в рамках ко-брендинга, могут быть связаны в Украине с деятельностью компаний, имеющих широкий выход на конечных пользователей. Речь идет в первую очередь об интернет-провайдерах, мобильных операторах, возможно, крупных дистрибьюторах ПО.

Имея аудиторию пользователей 100 тыс. и выше, уже можно подумать, почему бы не создать дополнительный сервис для своих пользователей в виде антивируса под собственным брендом. Оценивать привлекательность данной затеи с точки зрения бизнес — вопрос не простой, так как много будет зависеть от договоренностей компании с поставщиком антивирусных технологий: стоимость создания брендированного продукта, суммы лицензионных отчислений и других условий. Однозначно можно сказать лишь одно: создание брендированного антивируса точно позитивно повлияет на корневой бренд самой компании.