Квартальные отчеты мобильных операторов демонстрируют рост APPU и 3G-трафика

Первый квартал относительно спокойного 2016 года принес компаниям достойные финансовые результаты. В предыдущем году мобильные операторы сделали для этого все от них зависящее: приобрели лицензии на 3G, закупили оборудование и развернули сеть 3G в более 600 населенных пунктах 19 областей Украины
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

На 2016 год возлагаются наибольшие надежды, ведь 2017 снова будет неспокойным: операторы "большой тройки" постараются получить лицензии на 4G и начать стоить сеть, а это потребует новых инвестиций. Но сейчас, в 2016 можно спокойно наращивать доход с абонента, и для этого у операторов есть проверенные рецепты.

Операционный доход за 1Q2016

Киевстар

Vodafone

Lifecell

Сумма, млн. грн

рост, %

Сумма, млн. грн

рост, %

Сумма, млн. грн

рост, %

3200

12

2761

14,8

1132,6

6,9

ARPU за 1Q2016

Киевстар

Vodafone

Lifecell

Сумма, грн

рост, %

Сумма, грн

рост, %

Сумма, грн

рост, %

42

16

44,2

14

36,1

5,2

Капитальные инвестиции за 1Q2016

Киевстар

Vodafone

Lifecell

Сумма, млн. грн

рост, %

Сумма, млн. грн

рост, %

Сумма, млн. грн

рост, %

249

-33,5

542,5

-15,9

456,9

-87,4

EBITDA

Киевстар

Vodafone

Lifecell

Сумма, млн. грн

%

Сумма, млн. грн

%

Сумма, млн. грн

%

EBITDA

1830

43

1557

356,1

8,7

Lifecell вложил в развитие сети почти вдвое больше "Киевстара", поскольку охват населенных пунктов Украины сетью 3G у оператора отстает от лидеров: 18 областных центров против 19 у конкурентов. Впрочем, исполнительный директор предприятия "Украинский государственный центр радиочастот" Вадим Гулько отмечает, что lifecell — компания с наиболее динамично развивающейся сетью: недавно турки получили разрешение под номером 10000 на разворачивание 3G.

Но лидером по капитальным инвестициям "тройки" оказался Vodafone, выделив на модернизацию сети в первом квартале 2016 года 542,5 млн грн.

Директор по маркетингу Киевстар Святослав Горбань считает, что каждая копейка капитальных инвестиций потрачена не зря: "В прошлом году Киевстар инвестировал в развитие сети более 6 млрд грн, с учетом стоимости лицензии 3G иоплаты конверсии. Существенные объемы инвестиций позволили Киевстар быстро начать строительство сети 3G. В короткий срок мы охватили новыми технологиями территорию, где проживает 40% населения. На 3G-карте Киевстар уже 638 населенных пунктов в 18 областях — наибольший на сегодня охват 3G средитрех GSM операторов. Сейчастехническиетестыпроводятся в десятках населенных пунктов. Качество связи остается одним из лучших в отрасли, что стимулирует высокую лояльность клиентов. Мы считаем, что расширение охвата сети 3G, плюс другиерыночныетренды (переход клиентов на смартфоны, специализированные тарифныепланы для пользователей гаджетов, новые продукты) будут способствовать росту потребления услуг даты, что, в свою очередь, позитивно отразится на ARPU".

Также "Киевстар" инвестирует в финтех, регистрируя соответствующую компанию: "Мы считаем это направление коммерчески привлекательным, даже не смотря на то, что телеком-операторам сложно здесь добиться "прорыва", в условиях действующей законодательной базы. Поэтому в 2015 году мы начали регистрацию дочерней финансовой компании "Стармани" и уверенно проходим "бюрократические испытания": получение разрешений, лицензий на финансовые услуги, и т.д. Надеемся, что уже скоро сможем сообщить о "новом старте" в этом сегменте"."Стармани" будет предоставлять финансовые услуги по оплате сервисов и покупок в интернете, за которые клиенты оператора смогут рассчитываться со своего мобильного счета.

Интересен финтех и компании lifecell: "Несмотря на самое большое проникновение гаджетов в нашей мобильной сети, оно все еще является недостаточным для развития сервисов по управлению личными финансами, планированию накоплений, мобильному банкингу и т.д. На текущий момент мы рассматриваем возможность внедрения таких продуктов, учитывая, что наша материнская компания Turkcell имеет экспертизу в этой области, и готова всячески нам содействовать.При этом нужно учитывать, что важным условием для развития всех финтех-сервисов является повышение эффективности финансовой системы Украины", — комментирует руководитель PR-департамента Lifecell Оксана Рудюк.

Cредняя выручка на одного пользователя (ARPU) характеризует успешность бизнеса поставщика телекоммуникационных услуг. В последние 5-7 лет ARPU практически не росла, пребывая на уровне около 35 гривен у "Киевстар" и "МТС Украина" и 30 у "Астелита": препейд-пользователя не могли "заставить" ежемесячно платить за связь.

Перевод препейд-абонентов на тарифы с обязательной абонплатой, в которую включены пакеты трафика, SMS, бесплатная внутрисеть и др. услуги, позволили всей "большой тройке" нарастить ARPU. В планах компаний — довести ее в ближайшие несколько лет до 50-55 грн.

Комментирует директор по маркетингу Киевстар Святослав Горбань: "Последние несколько кварталов ARPU в сети Киевстар стабильно растет. Так, в 4 кв 2015 рост был 14%, а в 1 кв.2016 — 16%. В первую очередь, увеличение среднемесячного счета происходит за счет потребления мобильного интернета, что связано с успешным развитием 3G и удобными тарифами. Так, потребление дата трафика нашими абонентами увеличилось на 74%: с 4311 Тб в 1 кв 2015 до 7490 Тб в 1 кв 2016. Этому также способствуют и удобные тарифные планы, которые подходят профилю потребления. Киевстар первым вывел на рынок предложения с "обнуленным" трафиком на социальные сети. А в новых тарифах, которые вышли в апреле 2016, мы предлагаем еще больше услуг: "Знания без границ", "Видео на ходу", "Свободная музыка" и многое другое".

Оксана Рудюк, начальник департамента по связям с общественностью Lifecell, тоже связывает рост ARPU с увеличением в сети оператора доли 3G-трафика: "Наши абоненты все больше и больше пользуются скоростным мобильным интернетом 3G+, что безусловно способствует росту АRPU. На увеличение данного показателя в 2016 году также будет влиять рост числа смартфонов у абонентов. Сейчас в нашей сети проникновения смартфонов составляет 48%, и с каждым месяцем эта цифра растет. В то же время, пока мы не можем говорить о резком увеличении АRPU, так как для этого необходимо увеличение покупательской способности и благосостояния абонентов в целом".

Абонентская база

Киевстар

Vodafone

Lifecell

Количество, млн

рост, %

Количество, млн

рост, %

Количество, млн

рост, %

25,3

3

20,7

2,2

10,4

1

Несмотря на комплексные тарифные планы с бесплатной внутрисетью и включенными в пакет минутами звонков на других операторов, предлагаемые препейд- и контрактным абонентам мобильными операторами Украины, большинство абонентов не спешат расставаться со второй сим-картой. В результате видим незначительный прирост абонентов всех операторов.

На чем зарабатывали операторы в первом квартале?

Вспоминается ставшая уже легендарной фраза Андрея Дубовскова, экс-директора МТС-Украина, ныне занимающего пост президента группы МТС: "У идеального оператора доходы от голосовых услуг должны равняться нулю. Тот, кто будет быстрее терять выручку от голоса и потеряет ее раньше других, будет победителем". Тем не менее, в Украине голосовые услуги по-прежнему приносят наибольшую прибыль. На них приходится в среднем около 60% выручки мобильных операторов.И несмотря на рост потребления дата-трафика, глобальнойснижения доли голосовых услуг пока не наблюдается.

Доходы от VAS составляют 28% от дохода (данные Vodafone). Сюда входит доход от мобильного интернета (11%), SMS и MMS (5%), контент-сервисов (5%) и др.

У lifecell 68% абонентов пользуются 3G.По данным Киевстар, более 55% дата-трафика сгенерировали абоненты сети 3G. Услуги роуминга принесли операторам около 7% от их общих доходов, причем их доля постоянно снижается с 2008 года, когда доля роуминговых доходов превышала 10%.

Святослав Горбань: "Мы видим, как с развитием 3G меняется структура интернет-трафика. Например, услуги стриминга в сети 3G составляют 25% трафика, тогда как в EDGE — около 10%. То есть, доступ к высоким скоростям влияет на "аппетиты" клиентов: они начинают больше пользоваться новыми сервисами и возможностями. Мы предполагаем, что в 2016 году потребление интернетабудет увеличиваться, поскольку все больше и больше абонентов переходят на смартфоны, процесс развития 3G — ускоряется, а наши новые тарифы — приобретают все большую популярность. В совокупности, эти факторы положительно отобразятся на росте ARPU".

Оксана Рудюк прогнозирует сезонный рост доходов от роуминга и медленное уменьшение доли SMS и MMS: "Доходы от SMS и MMS с приходом 3G+ уменьшились за счет активного роста популярности OTT- сервисов и социальных сетей, использующих интернет для передачи мгновенных текстовых и голосовых сообщений. В то же время, поскольку 52% наших "несмартфонизированных" абонентов по-прежнему пользуются SMS и MMS при отправке сообщений, уменьшение доходов от данного вида услуг происходит постепенно".

"Большая тройка" в I квартале 2016 года 56,4 млн человек — суммарная абонентская база операторов "большой тройки" 36,1 грн в месяц — размер среднего дохода на абонента в месяц (ARPU) у lifecell. Это самый низкий показательпо "тройке". 1466 Мб трафика — столько в январе-марте 2016 использовал каждый абонент сети 3G "Киевстара".

Прогнозы

Святослав Горбань: "Бума" услуг MMS, SMS ожидать не приходится — здесь доходы снижаются, поскольку все большее развитие получают ОТТ сервисы. При этом растет потребление мобильного интернета. Доходы от роуминга не снижаются. Наоборот, мы видим рост популярности этой услуги. Среди клиентов В2В, например, трафик в роуминге увеличился в 14 раз. Также Горбань прогнозирует, что 4G в 2017 году так и не появится: "Вряд ли стоит ожидать появления 4G в коммерческой эксплуатации в 2017. Скорее всего, это более длительная перспектива".

Оксана Рудюк: "Помимо подготовки к внедрению 4G в 2017 году, ближайший год ожидается внедрение процедуры переноса номера при смене оператора, а также снижение ставки интерконнекта до уровня себестоимости, что позволит абонентам платить практически единую цену как внутри собственной сети, так и при звонках на других операторов. Активно будут развиваться большое количество связанных отраслей: электронные продажи, мобильные финансы и банкинг, умный дом, мобильная медицина и др. А это новые возможности и новые рабочие места для украинцев".