Мы подключаем те устройства, которые раньше не подключали — Олег Боднар, Cisco

Рынок информационных технологий в Украине развивается вопреки неблагоприятной политической обстановке за счет влияния мировых тенденций, считает директор представительства компании Cisco в Украине Олег Боднар
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Какие глобальные тенденции в развитии отрасли информационных технологий находят отражение в Украине?

Начнем с того, что мы живем не в каком-то обособленном мире. Хотим мы этого или нет, мы живем в довольно открытой системе. В первую очередь информационная область как ни одна другая открыта для понимания наших граждан. Поэтому все, что в мире творится — хорошего и плохого — мы это видим, знаем и пытаемся использовать.

Развитие технологий не остановить, это бросает нам вызовы — и как родителям, и как управленцам, которые руководят заводами, пароходами, компаниям, и как обычным жителям. Эти вызовы мы можем принять и что-то с ними делать, к чему и призывает наша компания.

Или мы можем плыть по течению. Тогда нами будет проще манипулировать (то, что у нас в стране происходит — яркое тому подтверждение). Потому что значительная часть людей думать самостоятельно не хотела, отказывалась понимать, что происходит. В результате многие легко поддаются влиянию различных технологий, особо не вдаваясь в причины происходящего.

Теперь что касается Всеобъемлющего Интернета. Когда мы о нем говорим, то имеем в виду, что технологии позволяют на сегодняшний день подключать то, что вчера еще казалось смешным подключать. Подсоединяя все это: людей, предметы, объекты и процессы, — мы получаем новые возможности.

Простой пример, который вас даже не удивит, хотя это — часть Всеобъемлющего Интернета. Уезжая кататься на лыжах на Буковель и имея свою дачу под Киевом, я раньше был вынужден волноваться — при минус 20 моя система отопления разморозилась или нет? А прудик, который я выкопал для своих карпиков, — он уже замерз или нет? Ведь если замерз, рыбки подохнут.

А вот сегодня можно встроить недорогой датчик за 100 гривен и такой же датчик подсоединить к системе отопления. Можно также установить простые видеокамеры, чтобы, находясь где-то в горах, знать, что творится с твоим прудиком и твоей системой отопления. Если потребуется, можно кому-нибудь позвонить либо встроить такой же датчик в насос, который при необходимости включится и исправит ситуацию.

Насколько распространены "умные дома"?

Существующие решения пока еще не настолько доступны по цене — даже для среднего класса и тем более для людей с меньшим семейным бюджетом, — чтобы массово завоевать рынок. Но с течением временем такие технологии становятся все доступнее.

Дешевеют датчики, сенсоры… Раньше они стоили $100, $10, а завтра они будут стоить $1 или даже 10 центов. Когда цена опустится до 10 центов, то их будут ставить все и везде. А управлять этими устройствами можно будет с телефонов, iPad, компьютеров.

Возникнет мощная волна информации и волна возможных угроз по безопасности, но такие приложения через пять лет получат широкое распространение.

И в Украине? Ведь у нас даже нет полноценных сетей 3G/4G.

В Украине в том числе. Вы правы: реализация возможностей предлагаемых сенсорами и датчиками зависит от наличия широкополосной сети. Беспроводные и мобильные сети играют ключевую роль в подключении к Интернет любых устройств в любом месте. Поэтому 3G, 4G, Wi-Fi и другие технологии очень сильно стимулируют этот процесс. Когда объявят конкурс на 3G и дадут возможность развивать технологию, рынок поднимется. Потому что это миллиардные инвестиции. Чтобы построить 3G, нужен миллиард. Миллиард придет в Украину, а мы с него заплатим налоги, получим комиссионные и купим что-нибудь новое.

Вы в своих оценках учитываете все три сети крупнейших мобильных операторов Украины?

Да, все три сети. Ведь это же бюджет не только на базовые станции, а еще и на переобучение людей, на модернизацию всей инфраструктуры… По нашим оценкам, инвестиции в 3G в разных отраслях — это несколько миллиардов долларов в ближайшие 24-26 месяцев. Это колоссальная инъекция.

Например, люди стали покупать такую-то услугу, она стала доступной — что еще они купят, какие приложения скачают? К примеру, у меня родился ребенок, и мне хочется, чтобы он рос здоровым. Поэтому я поставлю датчик, подключенный к Интернет через 3G или Wi-Fi, с помощью которого буду следить за уровнем влажности в комнате со своего смартфона. А еще поставлю у себя такой кондиционер или увлажнитель, чтобы он включался автоматически. Мне как инженеру это даже интересно: я сижу на работе, а он "бац" — и включился, увлажняет мою спальню...

А для детей все это становится неотъемлемой частью их жизни. Как для моего папы (ему сейчас 76 лет) мобильный телефон — это wow! Он наконец-то научился им пользоваться и даже сам звонит нам.

Так что все эти тренды придут, и Всеобъемлющий Интернет в разных форматах и ситуациях будет повсюду: в рамках города, деревни, страны, региона и всего земного шара. Основная его суть в том, что мы подключаем те устройства, которые раньше не подключали. Это становится доступным по деньгам и по технологиям.

Приведите, пожалуйста, примеры в Украине.

Клиент в Умани, например, имеет тепличный бизнес, бренд "С грядки". 50% их продукции идет на экспорт, остальное — на внутренний рынок. Они выращивают помидоры и огурцы. В Украине для помидоров и огурцов не самый удобный климат. Турция, Испания, Португалия — да, а Украина — не очень. Поэтому, даже если вы наберете очень дешевую силу, все равно не сможете произвести продукцию такого же качества, как в странах с более теплым и подходящим климатом. Даже если бабушки будут работать на вас бесплатно...

А тут фермер в пиджаке сидит за компьютером, есть технолог и два-три человека, которые управляют целыми гектарами этих теплиц. Они отслеживают параметры, которые важны для быстрого и здорового роста культуры. Полив, уровень ультрофиолета и удобрений вычисляется и регулируется автоматически.

Сколько работает эта сеть и какие результаты?

"С грядки" — это семейный бизнес, они работают с начала независимости Украины. Товар идет на экспорт в близлежащие страны и на внутренний рынок: Novus, Сильпо, Фоззи. Я сам покупаю эти помидоры... Без технологий это был бы производитель помидоров для своей деревни.

Есть много примеров и в промышленности. Rockwell — это всевозможные решения для производства, General Electric — двигатели, например, или системы кондиционирования. Это примеры, которые есть.

Что, по вашему мнению, государство могло бы сделать для развития информационных технологий?

Без понимания того, что эти техноогии помогают стране, ничего у нас не получится. Что показывает мировая статистика? Развитие широкополосного доступа в Интернет добавляет от 1% до 5% роста ВВП.

Когда наши государственные управленцы, наконец, поймут, что ИТ — это не роскошь, что это не просто понтовый iPad, компьютер и что вообще не в этом суть ИТ? ИТ — инструмент, который поможет государству автоматизировать многие процессы. Пока этого не будет, наша задача как вендоров — это просвещение. Нужно сделать так, чтобы госчиновники стали понимать роль ИT. Еще раз повторяю: когда мы читаем предвыборные лозунги и выступления, этот пункт тоже надо оценивать.

Какие преграды для развития рынка информационно-коммуникационных технологий — кроме 3G — сейчас есть в Украине и какие государство может снять?

Сколько у нас в тени находится ИT-офшорного девелопмента? Ни копейки не приходит в страну, по большому счету! Что нужно сделать, чтобы все ИT-офшорные разработчики были видны в налоговом и правовом поле? Нужна какая-то стимуляция и поддержка, какие-то амнистии нужны.

Например, одна из инициатив, в которой мы сейчас участвуем, направлена на то, чтобы сделать среду, удобную для разработчиков, для таких компаний, которые занимаются исследованиями и разработкой. Чтобы Украина конкурировала как R&D-страна, например, на западноевропейском и американском рынках.

Как бы вы охарактеризовали прогнозы развития рынка ИT на следующий год?

Рынок, конечно же, упал. В терминах средней температуры по больнице, упал где-то в два раза. Но в то же время в 10 раз выросли облачные услуги, в 5 раз выросли услуги по информационной безопасности, в несколько раз выросли проекты по оптимизации ИТ-хозяйства и консалтинг. Упали существенно продажи оборудования, каких-то баз данных. Капитальные инвестиционные проекты, к которым мы привыкли — их вовсе не стало. Поэтому старый подход к проектам резко упал в продажах.

Но стиль работы точно меняется. Никто теперь не станет платить зарплату инженеру и продавцу 12 месяцев, если он не приносит проектов.Поэтому рынок меняется в сторону другого подхода, других продаж. В феврале-марте-апреле рынок был в шоке от того, что происходит — шок остается, но к нему привыкаешь. Потребность в ИT-инструментах никуда не делась, Проекты есть, но направление у них иное. У нас уже есть стабильность.

Какие именно проекты?

Безопасность, мобильность, Wi-Fi, виртуализация и облачные решения. Это то, что растет. За счет этого есть стабильность. Масштабные проекты по построению инфраструктур в рамках страны, проекты по улучшению/модернизации того, что уже есть— реализация этих проектов откладывается во времени в угоду таких, без которых бизнес не сможет работать.