Мы растем на 30% в год. С учетом инвестиций я планирую удвоить этот рост в следующем году — основатель Depositphotos Дмитрий Сергеев

С 2009 года украинский стартап Depositphotos стал значимым игроком на рынке фотостоков. Ежемесячно его база пополняется 1,5 млн новых файлов, а общая коллекция включает 40 млн изображений и видеороликов. После привлечения второго раунда инвестиций мы поговорили с основателем Depositphotos Дмитрием Сергеевым о деталях инвестиционного раунда, узнали, на что пойдут привлеченные средства и что из себя представляет компания в цифрах

Сегодня стало известно о привлечении украинским фотобанком Depositphotos $5 млн инвестиций от Европейского банка реконструкции и развития, а также венчурного фонда TMT Investments. Последний уже вкладывал в проект $3 млн в 2011 году.

Вы можете что-то сказать об оценке компании и распределении долей в раунде инвестиций?

По договоренности с инвесторами мы не раскрываем оценку и cap table (таблица капитализации — распределение долей в компании — Ред.). Могу только сказать, что в этом раунде были приобретены несколько процентов каждой из сторон. Несколько. Основатели по-прежнему сохраняют контроль над проектом.

У вас уже был опыт привлечения инвестиций от классического венчурного фонда — TMT Investments. ЕБРР в этом плане не совсем типичный игрок. Есть ли какие-то особенности в работе с ними? Чем для вас будет полезен ЕБРР как инвестор помимо денег?

ЕБРР — это очень сильная экспертиза в экономической и юридической плоскости. Их выводам доверяют, и мы рассчитываем на всплеск интереса к нам со стороны классических фондов в будущем. На выходе с ЕБРР также будет проще, так как они возьмут на себя часть забот. Кроме того, в нашем случае с нами работает лондонское подразделение VC. И для них такая сделка — норма. Мы работаем по венчурной схеме, и в этой сделке риски у всех выше привычных банковских инвестиций.

Сделка предполагает, что привлеченные средства будут тратиться исключительно в Украине. На что конкретно будут тратиться привлеченные инвестиции? Какой процент пойдет на наем людей и расширение каких направлений планируется? Как вы планируете тратить средства на маркетинг с учетом того, что они могут быть потрачены только в Украине?

Наш фокус — это развивающиеся рынки, такие как рынки СНГ, Турции, Восточной Европы, Бразилии, Китая. Это наша стратегия, поддержанная инвесторами. На этих рынках не так сильны наши конкуренты, и мы сможем их забрать.

Мы делали и планируем дальше делать все из Украины, и для этого нам нужны кадры и контент. Все инвестиции от ЕБРР будут потрачены на эти самые кадры в Украине. По структуре затрат это:

  • Увеличение и качественное улучшение отдела продаж, который возглавит привезенный из Лондона специалист. Его нам удалось переманить у глобальных конкурентов.
  • Это усиление отдела маркетинга аналитиками и пиарщиками. Потому что на этом этапе все начинает крутиться вокруг анализа и улучшения микропоказателей и времени "жизни" пользователей, а также правильного построения бренда там, куда мы двигаемся, в первую очередь — на развивающихся рынках.
  • Также в Украине мы планируем тратить на контент. На работу с местными фотографами. Потому что примерно 10% всего мирового стока делают фотографы из Украины. Мы очень хотим быть ближе к ним.

Важно понимать, что бюджет, который мы тратим на маркетинг на рынках Запада и России, сильно перекрывает привлеченные инвестиции. Но для этих рынков у нас есть свой оборотный капитал, который не затрагивает инвестиций из этого раунда. Этот раунд — для Украины. Мы по-прежнему конкурируем с фотобанками и на Западе, и в России, поэтому правильно распределяем свои ресурсы.

Расскажите о Depositphotos в цифрах: процентные показатели роста выручки, количество пользователей, количество сотрудников. Какие рынки для компании основные и как распределяется пользователи и прибыль по ним? Какой вес имеет украинский рынок в этой структуре? На какие рынки планируется выход в ближайшее время?

В компании 260 человек. Они в Киеве. Сердце разработки — здесь. Мы сделали для них пространство, куда они могут приходить, получать консультации и работать. Мы заботимся об этом.

Выручка всего проекта в основном генерируется на Западе (США, Западная Европа). Очень сильно начинают расти развивающиеся рынки, поэтому мы выбрали стратегию двигаться в первую очередь на них. Мы растем на 30% в год. С учетом инвестиций я планирую удвоить этот рост в следующем году. Мы окупаемся. С учетом привлеченных инвестиций и связанных с этим затрат на рост оборота мы уйдем в убыток в 2016 году, но планируем опять пройти точку безубыточности к концу 2016 года, так как раунд инвестиций небольшой.

40 тыс. фотографов работают с нами как поставщики. У нас 3,2 млн зарегистрированных пользователей и 10 млн посещений сайта в месяц.

Расскажите о киевском офисе: сколько людей работает и по каким направлениям?

В Киеве у нас коворкинг, как сейчас модно это называть. Там люди работают в свободном графике и получают необходимые консультации. Мы стараемся сделать все по высшему разряду и планируем улучшать условия работы. В Киеве сосредоточена вся разработка, весь креатив. Управление производится из Нью-Йорка, но руководители постоянно приезжают в Киев чтобы следить за процессом. В Киеве также расположена поддержка на все регионы, кроме США, и отдел продаж. Здесь происходит приемка контента, который авторы присылают нам для продажи. В Украине нет только хостинга.

Согласно новым требованиям времени мы приводим наши дела в порядок и соответствуем всем европейским стандартам, как я полагаю. Иначе бы в нас не инвестировали.

Нас четвертый год аудируют компании BIG4 (Deloitte, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, KPMG — Ред.). Мы делаем все, чтобы показать как нужно и можно делать хороший бизнес. А дальше — правильный расчет и удача. Потому что все эти истории — о бизнесе. А там всегда все по-разному.