Эксклюзив

Рецепт роста украинского ритейла: больше инноваций — больше продаж

26 мая 2015, 18:10
Увеличить размер шрифта Увеличить размер шрифта

Каким видится будущее украинского ритейла и есть ли способы сделать менее болезненными негативные факторы — падение покупательской способности, девальвацию гривни, влияние глобального экономического кризиса?

Статистика говорит, что в январе-августе 2014 года оборот розничной торговли в Украине сократился на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. С другой стороны, за последние 16 лет объем розничного товарооборота в стране вырос почти в 30 раз.

Сегодня ритейл остается одним из наиболее динамичных сегментов рынка. Как и во всем мире, самым быстроразвивающимся сегментом в Украине сейчас является интернет-торговля. Согласно результатам исследования TNS, в стране уже более 3,5 млн онлайн-покупателей. При этом, по данным GfK, лишь 50% населения сегодня являются пользователями Сети, и в дальнейшем их число будет только расти.

Для ритейла это хорошая новость: увеличится число клиентов, которым будет удобно совершать покупки онлайн. Но с распространением Интернета все острее становится вопрос о поддержке спроса. Украинцы сейчас предпочитают экономить, поэтому ритейлерам все труднее привлекать новых клиентов и удерживать уже существующих. Особенно этот тренд актуален для больших городов, где торговых центров много, и конкуренция между ними высока. Например, по сравнению с 2013 годом, посещаемость украинских торговых центров окружного формата в 2014 году снизилась на 16,8% (данные UTG). Но, несмотря на кризис, в 2014 году в Украине было открыто 279 новых торговых точек (данные GT Partners Ukraine). Часть из них — новые проекты ритейлеров. В отрасли продолжается процесс слияний и поглощений (например, Varus открыл ряд магазинов на месте российской сети "Перекресток"), развивается франчайзинг.

Выдержать конкуренцию и обеспечить долгосрочный рост ритейлерам помогают инновации. Эту задачу зарубежные компании решают современными инструментами: надежными и полнофункциональными платформами для организации торговли. Лидером в этом сегменте является платформа для e-commerce Hybris. Ею пользуются такие мировые бренды, как Metro, Spar, Auchan, Praktiker, Nespresso, American Express, H&M, Lafayette, Adidas и многие другие. В Украине уже есть компании, которые взяли на вооружение этот новый подход. Кто следующий?

Цель у всех ритейлеров одна — сохранить и расширить долю рынка. Достичь ее можно разными способами: расширять торговую сеть, менять ассортиментную политику, диверсифицировать бизнес, укреплять лояльность клиентов, оптимизировать внутренние бизнес-процессы, работу с поставщиками и даже организовывать собственные производства. Важно, чтобы эта работа сразу была поставлена на современную мощную платформу, позволяющую реализовать любой из выбранных сценариев, обеспечить управляемость и цельное видение бизнеса. Показателен пример украинской Fozzy Group, внедрившей систему SAP в 2005 году. Как отмечает Юрий Горго, вице-президент по ИТ и логистике Fozzy Group, "компании было важно приобретать программные продукты, адекватные темпам развития группы, легко масштабируемые и интегрируемые в интенсивно развивающуюся ИТ-структуру".

Для привлечения и удержания покупателей сейчас уже недостаточно привычных дисконтных карт и e-mail рассылок. В новой модели взаимодействия с целевой аудиторией это — лишь часть персонализированных предложений, усовершенствованных бонусных программ, новых способов вовлечения покупателей и управления их лояльностью. Например, Национальная хоккейная лига США с помощью платформы для цифрового маркетинга смогла сформировать новый подход к управлению отношениями с импульсивной, требовательной и многочисленной аудиторией болельщиков на основе информации об их прошлых действиях, текущей активности и ожидаемых потребностях. Благодаря этому пониманию болельщики получили новые возможности для реализации своего хобби — больше информации на сайте, более удобные процедуры заказа билетов и многое другое. НХЛ расширила возможности по продаже и оптимизации использования спортивных сооружений.

У ритейлеров появляется двойной козырь, если их ИТ-системы работают на платформе для аналитической обработки данных в оперативной памяти. Это решение — чемпион в области быстрой и точной обработки практически неограниченного объема бизнес-информации. Оно позволяет вести и анализировать в режиме реального времени бизнес-процессы любой сложности и интенсивности. А это значит, что анализ предпочтений клиентов, предугадывание их потребностей, оценка количества товаров на складе и в зале, а также многое другое, столь актуальное для ритейлеров, становится реальностью. Тот же Ebay своей продуктивностью обязан SAP HANA: именно на этой платформе крупнейший онлайн-акуцион ежедневно обрабатывает 1 миллиард транзакций при объеме данных в 50 петабайт.

Розничным компаниям всего мира приходится сейчас развивать и поддерживать бизнес в сложных экономических условиях. В решении этих проблем украинские торговые сети опираются на тех же "трех китов", что и глобальные лидеры отрасли: "большие данные", мобильность и бизнес-аналитику. Так что задел для роста есть, и многое зависит от того, удастся ли украинским ритейлерам обратить себе на пользу современные вызовы розничной торговли: развитие интернет-продаж, возрастающее значение многоканальности коммуникаций с покупателями, необходимость анализировать ситуацию и принимать решения в десятки раз быстрее и точнее, чем раньше, умение понимать и предвосхищать потребности миллионов покупателей так, как будто они лично знакомы с каждым из них.

Информация, изложенная в статье, отражает личное мнение автора.

Автор: Алла Черкай Алла
Черкай
руководитель направления по работе с торговыми компаниями в Украине и Грузии в SAP

По материалам: "Дело"
Раздел: >
Теги: sap

Главные новости от delo.ua
Поздравляем! Вы подписались на рассылку от delo.ua
Рецепт роста украинского ритейла: больше инноваций — больше продаж | IT-решения | Дело
Комментарии Facebook
Комментарии
Вход

Если у Вас до сих пор нет аккаунта на Дело - зарегистрируйтесь

Курсы валют
покупка продажа НБУ
USD USD 24.6 25 24.87
EUR EUR 27 28 27.52
RUB RUB 0.35 0.39 0.38
Цены на топливо
ДТ СПБТ
Донецкая область 19.59 8.59
Киевская область 19.5 8.17
Львовская область 19.39 8.33
Читаемые в разделе
Комментируемые
Видео
Фото
Популярные теги
web-T::CMS. Проверенные решения Хостинг-партнер
Хостинг сайтов - MiroHost
© 2005-2016 Ekonomika Communication Hub.
Все права защищены
Тел.: 044 585 58 91/92
Узнай, как перепечатывать новости, и смело используй материалы из новостной ленты портала Delo.ua

— Материалы, которые отмечены этим знаком, публикуются на правах рекламы. За содержание рекламы ответственность несут рекламодатели.