Украинский рынок уникален: у нас огромное количество "самописных" сайтов — Дмитрий Суслов, "1С-Битрикс"

Что происходит на рынке систем управления сайтами, есть ли сложности с внедрением корпоративных порталов у украинского малого и среднего бизнеса и помогают ли CMS-системы бизнесу экономить, Delo.UA рассказал директор украинского офиса "1С-Битрикс" Дмитрий Суслов

Каков объем рынка систем управления контентом сайтов (Content Management System (CMS) — ред.) в Украине?

За прошлый год украинский рынок CMS вырос по объему готовых коробочных решений, но значительно сократился по доле студийных СМS. Эти процессы напрямую связаны с событиями в экономической жизни нашей страны. Рынок заставляет бизнес принимать решения очень быстро, чтобы успеть занять свою нишу и достойно конкурировать. Больше нет времени и ресурсов на разработку индивидуальных решений с ограниченным кругом специалистов-разработчиков. Причем веб-студии тоже переходят постепенно на внедрение и поддержку уже готовых решений. Это им позволяет предлагать клиентам более комплексное обслуживание (от внедрения до сопровождения проекта) с уже готовыми современными модулями от производителей-разработчиков и не держать в штате специальных программистов для собственных разработок.

Украинский рынок CMS уже сформирован, его существенного перераспределения в ближайшие годы точно не будет. Мы будем наблюдать лишь перемещения игроков, предлагающих бесплатные СМS, на пару позиций в первой десятке. Украинский рынок в некотором роде уникален: у нас огромное количество сайтов на "самописных" движках, написанных на коленке. Но когда речь идет о зарабатывании денег, скорость внедрения и общую стоимость владения интернет-проектом, то альтернативы "коробочным" CMS не существует. Поэтому коммерческие системы управления контентом будут подстраиваться под потребности бизнеса и интегрировать как можно больше сервисов в свои решения, чтобы сделать единую платформу с необходимым набором инструментов.

И каковы эти потребности?

На дальнейшее развитие рынка будут влиять именно владельцы сайтов, которые сделают выбор среди предлагаемых технологий и сервисов для развития своих проектов. Уже за последний год мы видим тенденцию, когда компании малого и среднего бизнеса начинают обновлять свои сайты и переходить с самописных систем на проверенные решения крупных компаний. Их стоимость может быть от нескольких десятков тысяч до сотен тысяч гривен. Частные предприниматели также отдают предпочтение шаблонным решениям из маркетплейсов, которые стоят от 2 000 до 15 000 грн. А вот крупный бизнес продолжает ставить сложные задачи и выделять соответствующие бюджеты на разработку и доработку специализированных сервисов и уникальных функций. Здесь в цифрах нет ограничений.

Вообще, объем рынка Украины сложно оценить, потому что в нашей стране никто не проводит таких исследований и не измеряет его. Мы для себя используем данные международного консорциума w3tech, который исследует широкий спектр вопросов, включая популярность CMS. По ним на конец 2015 года мы занимали 4-е место среди всех CMS и 1-е — среди коммерческих (7,4% среди всех доменов .ua).

На рынке есть много бесплатных решений. Какие у вас конкурентные преимущества и как вы убеждаете своих клиентов воспользоваться именно платным решением?

Да, рынок наполнен большим количеством бесплатных решений. Но прежде чем сделать выбор между платным или бесплатным, владелец сайта должен четко понимать, чего он хочет от проекта, какие специалисты будут его разрабатывать и внедрять, насколько распространена платформа на рынке, есть ли техническая поддержка решения в случае ошибок или доработок. Обязательно нужно понимать возможности платформы по функциональности, а также позволит ли она бизнесу развиваться на перспективу.

Наша стратегия развития продукта основывается на потребностях владельцев сайтов, а не на сравнении с конкурирующими продуктами. У нас хорошая доля рынка и она постоянно увеличивается. Мы очень активны в маркетинге непосредственно в контакте с клиентом. Например, за прошлый год у меня было 92 доклада на собственных и внешних мероприятиях, нас услышали лично более 12 000 человек.

Кроме того, большое внимание уделяется безопасности нашей CMS и разработке специализированных модулей, которые защищают от хакерских атак. Способность держать большие нагрузки выделяет нашу платформу на рынке. "1C-Битрикс Enterprise" с помощью балансировщика может масштабировать всю систему, если сайт вдруг оказывается под серьезной нагрузкой. Клиенту не обязательно покупать физическое "железо", можно арендовать ресурсы на Amazon, которые эластично будут масштабироваться под наплывом посетителей сайта. Причем, эти технологии работают в продукте просто "из коробки".

Почему люди вас покупают, что для них важно?

Во-первых, это наша видимость на рынке. Второй фактор — активность наших партнеров. Мы сами не делаем сайты, не внедряем корпоративные порталы. Мы рассказываем о наших продуктах и делаем так, чтобы нашим партнерам было выгодно с нами работать. Партнеры идут продавать конкретным клиентам, делать живые сайты. В-третьих, важен сам продукт, с которым идем к конечному потребителю. Его надежность и постоянное развитие. Два раза в год мы презентуем большие обновления в нашей платформе, выход новых инструментов и технологий.

У вас также есть продукт — корпоративный портал "Битрикс24". Сколько должно пройти времени, прежде чем клиент почувствует эффект от его использования?

Совсем недавно мы провели исследование рынка дистанционной занятости совместно с GfK Ukraine. В нем смогли посчитать, сколько компаний используют дистанционную занятость, на чем экономят и какими пользуются инструментами для организации и контроля деятельности. Что касается экономии средств, то их можно считать как угодно — экономия на рабочем месте, на оборудовании, на аренде, на расширении географии найма и т. д. По данным исследования, уже сейчас украинские компании экономят до 1,7 млрд гривен в год, а через пару лет эта цифра увеличится до 3,4 миллиардов гривен.

Но есть вещи, которые нельзя оценить в деньгах. У нас международная компания и офисы в Калининграде, Москве, Санкт-Петербурге, Алматы, Минске и Киеве. И у меня постоянно создается ощущение, что все 170 человек, которые работают в четырех странах, сидят в одном открытом пространстве. В частности благодаря тем инструментам, которые мы предоставляем в нашем продукте. Мне не нужно ради какого-то бизнес-процесса добираться до офиса, ждать счет. Я тут же в мобильном приложении получаю уведомление, утверждаю его, и оплата уже ушла. Как оценить эту сторону эффективности?

Плюс корпоративная культура, когда люди могут активно общаться. Социальная сеть внутри компании — это саморегулирующаяся система и в этом есть что-то живое, что очень может сплотить коллектив.

А еще люди отмечают возможность постановки и контроля задач для себя и своих коллег. Наконец, мы убиваем электронную почту: люди начинают отказываться от нее внутри компании, потому что это тяжелый инструмент для быстрых коммуникаций.

С какими сложностями во время внедрения системы в компаниях вы сталкиваетесь?

Я давно уже сделал вывод, что большинство проблем всегда возникают от недостатка или сложностей коммуникаций между людьми. Например, не договорились. Или не захотели договариваться. Это касается не только использования нашего продукта, но и любого другого. Внедрение любого инструмента может быть завалено только потому, что люди не нашли общего языка. Если заказчик точно знает, чего хочет и доверяет подрядчику — проект точно будет успешно завершен в кратчайшие сроки. Если есть метания "хочу-не хочу", "давайте я через месяц вам скажу, буду я использовать или нет" — значит будет очень долгий процесс внедрения и настройки сервиса.

"Битрикс24" более "коробочный" продукт, чем наша CMS. Под "коробочностью" (если вообще есть такое слово) я понимаю скорость первичного запуска и готовность к началу работы. Вы развернули продукт (будто бы открыли коробку с ним), пригласили всех сотрудников, которые сразу видят интерфейс социальной сети, все рабочие и коммуникационные инструменты — и все, можно работать.

У вас есть особые подходы, чтобы преодолеть такое сопротивление коллектива?

Два способа. Первый — вовлекать и показывать, как много "плюшек" есть в "Битрикс24", как экономится время на выполнении рутинных операции и как возрастает эффективность. Второй жесткий — поставить перед фактом. Все задачи будут только здесь. Все, что не проходит через портал — не существует в компании. Один мой хороший знакомый именно так и внедрил портал. Хотя, на мой взгляд, все же лучше это делать через согласие и вовлечение.

При этом неизменной остается необходимость желания и воли топ-менеджмента компании сплотить коллектив и дать всем сотрудникам хорошие рабочие инструменты. Чем выше в иерархии организации "внутренний заказчик" такого внедрения, тем больше вероятность, что оно будет удачным и эффективным.

Есть особенности использования "Битрикс24" в Украине и других странах?

Особой разницы нет. По ментальности в каждой стране есть свои особенности. Например, на Западе есть свои предпочтения: больше внимания к безопасности и хранению персональных данных.