Сейчас количество "специалистов по интернет-маркетингу" такое же, как лет 10 назад было по переустановке Windows — Андрей Карякин

О том, как повлияла на рынок интернет-маркетинга экономическая ситуация, девальвация, запуск 3G, какие самые популярные инструменты и каково отставание украинского рынка от глобальных трендов, Delo.UA поговорило с замдиректором цифрового консалтингового агентства "Ольшанский и партнеры" Андреем Карякиным, который выступает как эксперт по интернет-маркетингу на специализированных конференциях iForum и Remarketing

Рынок интернет-маркетинга считается одним из самых быстрорастущих (по крайней, мере в объемах). Это происходит за счет медиаинфляции или реально растет спрос? Какой "вклад" обоих факторов, какие еще факторы влияют?

Последние 10 лет украинская аудитория интернета растет равномерным темпом. Вместе с ней растет сегмент платежеспособной аудитории, которая привыкла потреблять контент согласно глобальной практике. То есть эти люди заказывают товары в интернет-магазинах, оплачивая их кредитной картой, активно пользуются социальными сетями и в целом воспринимают интернет как неотъемлемую часть своей жизни.

Следовательно, рекламодателю необходимо адаптироваться под поведение платежеспособных пользователей, получая свою аудиторию понятным для пользователей языком, понятными способами.

Проще говоря, если вашему потенциальному клиенту не понравится ваша реклама или ваш сервис, то он уйдет к конкуренту. И вам придется думать, как его вернуть, исправляя свои ошибки.

Для нас очевидно, что рост роли интернета в жизни украинца это неизбежность. Дальше — вопрос технологического развития, ведь вместе с ориентацией на поведение пользователя, в интернет-маркетинге обязательно учитывается технологическая сторона. Допустим, поисковая система Google время от времени меняет алгоритм отображения результатов поиска. И каждый раз изменение алгоритма вносит свои коррективы в популярность того или иного сайта, в уровень его доходности, и так далее.

Если ты не учитываешь технологическую эволюцию и не умеешь работать с новыми технологиями, то тебе нечего делать в интернет-маркетинге.

Какие затраты агентства могут сделать гривневыми, а какие намертво привязаны к доллару?

К валюте намертво привязаны те услуги, которые мы закупаем у Google и Facebook. Контекстная реклама. К валюте привязана амортизация наших компьютеров, принтеров и прочей техники в офисе.

Такие затраты, как "разработка" также однозначно привязаны к доллару. Этому есть объяснение — спрос на разработку высокий и если, привлекая на проект разработчика, одна компания платит ему фиксированную ставку, привязанную к реальному курсу валюты, а вторая выдвигает плохое с финансовой точки зрения предложение — разработчик выберет первый вариант.

Что с платежеспособностью спроса? Пришлось ли в связи с кризисом понижать цены, маржу?

В некоторых случаях стоимость услуг снизилась ровно настолько, насколько произошла девальвация. В валютном отображении, конечно, снижение произошло. Да и клиент, который ранее и так был чувствителен к цене, в данный момент понял, что некоторые услуги для него неподъемны. Особенно если речь идет о малом и среднем бизнесе.

Однако мы всегда находим способы в финансовом смысле чувствовать себя комфортно, потому что перманентно развиваем наш бизнес — заключаем договора с новыми клиентами, принимаем на работу новых людей. Финансовый кризис — это возможность для роста, а не повод для уныния.

Повлияло ли на рынок интернет-маркетинга появление 3G? Или, может быть, повлияет в 2016 году?

Субъективно — повлияло. Пока нет огромной динамики по той лишь причине, что зона покрытия разными операторами растет не так быстро, как хотелось бы, и не так равномерно.

Как выражается положительное влияние 3G? Раньше, к примеру, чтобы произвести оплату (какую-либо транзакцию) через приложение на смартфоне, обязательным условием было наличие Wi-Fi — то есть, достаточной скорости интернета. Сейчас пользователи к нему не привязаны.

Или с другой стороны: ранее рекламодатель осторожно смотрел в сторону рекламы для пользователей мобильных устройств (в Facebook, к примеру, есть даже специальное условие размещения рекламы — "Только при подключении к Wi-Fi").

С появлением 3G доля рекламы на мобильных устройствах начала расти. Это выгодно также малому и среднему бизнесу в сфере услуг.

Если у потенциального клиента — пользователя смартфона — возникла срочная необходимость в чем-либо (еда, покупка билета в кино в определенном районе, доставка цветов, аварийное вскрытие авто и т. д.) — ему не нужно для этого искать Wi-Fi.

Все ведущее к улучшению качества интернета (скорость, цена, покрытие) необратимо ведет к росту продаж товаров и услуг, которые в этом самом интернете продают.

Какие ожидания от 2016 года? Как позитивные, так и негативные.

Ожидания позитивные и оптимистичные. Естественно, мы все так или иначе зависим от глобальных и локальных экономических реалий. Однако мы твердо убеждены в скорейшем росте платежеспособности населения нашей страны.

Как следствие будут расти продажи в ритейле, вырастет товарооборот. Бизнес будет больше инвестировать в рекламу, а также — согласно тренду последних лет — в изучение своей целевой аудитории, чтобы говорить с ней на одном языке в нужном месте.

Ожидаем, что в 2016 году бизнес будет больше внимания уделять тому, как удерживать текущих клиентов. В связи с этим спрос на инструменты, которые решают подобные задачи, будет расти. Например, речь идет об "умном" ремаркетинге, о юзабилити сайтов, в целом — о построении долгосрочных отношений продавца с покупателем.

Какие инструменты сейчас наиболее популярны в Украине? Отличается ли используемый в Украине инструментарий от мировых трендов (раньше мы отставали на 2–3 года, что с этим разрывом сейчас?)

Наиболее популярным остается инструментарий, связанный с поиском информации в интернете. На текущий момент пользователь преимущественно потребляет информацию через поисковые и социальные сети. Соответственно, в арсенале любого маркетолога имеется инструментарий, связанный с улучшением нахождения товара или бренда и с построением качественных коммуникаций в социальных сетях.

Отличия с Западом существуют. У наших коллег из США и ЕС для ведения бизнеса в интернете есть прозрачные правила и регулирование. Бизнес развивается стабильно, легче привлекаются инвестиции, больше внимания уделяется исследовательской и аналитической работе.

В Украине пока популярно считать, что есть магическая кнопка, на которую можно нажать и получить мгновенный результат.

Такое заблуждение скоро пропадет. На своем опыте взаимодействия с клиентами мы видим, как бизнес начинает подходить к своему присутствию в интернете структурировано — пытается больше работать с анализом клиентской базы, анализом KPI электронной коммерции, интегрировать и синхронизировать различные системы, которые позволяют "автоматизировать" маркетинг. Это и CRM, и системы лояльности, и системы триггерных e-mail рассылок и так далее.

Конкретно в этом направлении наши западные коллеги уже далеко впереди. Мы их догоним. В Украине потрясающий потенциал.

Изменились ли как-то потребительские особенности украинцев? Какие подходы уже устарели, а какие пришли на смену?

Как и раньше, пользователи без проблем заказывают в интернете электронику, одежду, еду, автомобильные запчасти. Ничего сверхъестественного не происходит. В то же время за последние полтора года довольно четко вырисовывается сегмент аудитории, который готов платить за интеллектуальную собственность и контент (оплата программного обеспечения, музыки, фото, видео, тексты).

Еще стоит отметить доверчивость в интернете. Та аудитория, которая готова платить деньги — готова платить их физическому лицу путем простого денежного перевода (на карточку) на честном слове. Для онлайн-бизнеса, с одной стороны, это плюс, потому что снижаются барьеры в достижении искомой целевой аудитории. С другой стороны, это плюс для мошенников и новых различных схем, которые, впрочем, не влияют на потребительские особенности.

Что сейчас происходит с рынком с точки зрения состава игроков? Рынку давно прочили консолидацию — происходит ли она? Или учитывая невысокий порог входа, рынок, наоборот, фрагментируется за счет прихода новых небольших компаний?

С рынка уходят мелкие компании, предлагающие "раскрутить ваш бизнес в интернете за 1 000 гривень". Потому что "раскрутить бизнес" за такую сумму невозможно. Какой-то консолидации тоже нет, однако нет и вражды. Конкурентная борьба происходит исключительно на уровне предоставления клиенту лучшего соотношения цены и качества.

У кого лучше экспертиза, кто надежный, кто уместно гибкий — тот и получает клиента.

Есть ли на рынке интернет-маркетинга понятия специализации? Например, есть ли агентства, которые занимаются только SMM, или только вирусной рекламой? Или концентрация на одном инструменте невыгодна с точки зрения бизнеса?

Нишевость присутствует. Причем это наблюдается как среди агентств, так и среди определенных in-house специалистов, которые на стороне клиентов закрывают те или иные зоны ответственности.

Как раз с точки зрения бизнеса, концентрация на одном инструменте очень выгодна, если на данный инструмент есть спрос. Узкая специализация, богатый опыт и высокий профессионализм в одной области позволяют браться за серьезные проекты, которые хорошо оплачиваются.

Но это не так, как было в 2010 году: за SEO обращайтесь в эту компанию, а вот эти ребята гении email-маркетинга, вот в такую-то компанию приходите за контекстной рекламой. Сейчас специализация и нишевость происходят на другом уровне, потому что те же социальные сети позволяют работать как минимум в трех узких направлениях: платная реклама, контент-маркетинг, PR.

Сейчас количество "специалистов по интернет-маркетингу" примерно такое же, как лет 10 назад было по переустановке Windows или созданию "сайтов под ключ".

То есть буквально каждый старшеклассник считает, что он может заниматься этим. PR-агентства давно жалуются на то, что при сотнях мальчиков-девочек в агентствах профессиональных пиарщиков не найдешь днем с огнем.

Что с профессиональными интернет-маркетологами? Готовит ли их кто-то в Украине или каждое агентство учит собственных?

Такая проблема действительно есть. Хороших интернет-маркетологов ВУЗы не готовят. А классные специалисты — либо доморощенные, либо самоучки. Пока до высшего образования эта волна не добралось, я считаю, ответственность за профессиональные кадры лежит на агентствах. Например, в нашей компании есть специальная программа по обучению стажеров, которые при желании имеют возможность вырасти в хороших специалистов. Помимо этого, существует большое количество различных курсов и обучающих программ, как офлайн, так и онлайн. Человек, который интересуется интернет-маркетингом, имеет возможность освоить это направление достаточно быстро. Как и везде, главное — это желание.