Серый кабель: скандал с "Триоланом" может заставить госорганы присмотреться к платежам на рынке ИКТ

Обвинение интернет-провайдера "Триолан" в финансировании терроризма, в частности перечислении средств харьковскому "Оплоту", в очередной раз подняло вопрос необходимости пресечения серых схем предоставления услуг на рынке ИКТ. Ведь сегодня, как признаются сами участники рынка, услуги интернет-провайдинга позволяют перечислять деньги за что угодно и куда угодно, и никаким проверкам такие платежи не подлежат

Обвинения компании "Триолан" в некорректной работе на рынке, неуплате налогов и использовании нелицензионного контента в кабельных сетях, ввиду чего ей удается держать цены существенно ниже конкурентов, не новы. Впрочем, раньше ни фискальные, ни правоохранительные органы эти факты особо никогда не беспокоили. Но последний скандал, в который оказалась втянута компания, может привлечь внимание налоговиков и правоохранительных органов к схемам продажи услуг и получения платежей на рынке интернет-провайдинга и кабельного телевидения. По крайней мере, "белые" игроки рынка очень на это надеются.

В начале октября прокуратура Харьковской области начала расследование по подозрению в финансировании терроризма "одной из фирм". Поводом послужил видеоролик, в котором якобы сотрудник "Триолана" подтверждает предоставление финансовой помощи самопровозглашенным "ДНР/ЛНР". Незадолго до этого в ряде интернет-ресурсов появилась информация о финансировании "Триоланом" одиозного харьковского "Оплота", влившегося в ряды прокремлевских оккупантов на Донбассе.

Главной услугой, на которой зарабатывает "Триолан", является доступ в интернет. Группа компаний обслуживает около 240 тыс. пользователей. Кроме того, она бесплатно предоставляет услуги кабельного телевидения. В данном сегменте число клиентов колеблется в пределах 500-600 тыс.

По информации из открытых источников, под брендом "Триолан" объединены около 40 юридических лиц. Эта группа компаний предоставляет услуги доступа в интернет, кабельного телевидения и ряда дополнительных услуг в Харькове, Киеве, Сумах, Ровном, Полтаве, Днепропетровске, Запорожье и Одессе. До начала войны с Россией подразделения "Триолана" также работали в Донецке, Луганске и Симферополе.

Но группа компаний "Триолан" состоит не только из нескольких десятков юрлиц, но также из нескольких сотен ФОПов (по неофициальным данным, их почти 800). Мелкие предприниматели осуществляют подключение абонентов, их техническое обслуживание и сбор абонплаты под вывеской узнаваемого бренда. Вышеперечисленные факторы наряду с непрозрачным управлением и послужили поводом для обвинений ГК "Триолан" в сокрытии доходов, уклонении от выплаты налогов, несоблюдении авторских прав владельцев телевизионного контента, а также в сепаратизме и поддержке терроризма.

В самой компании, как и следовало ожидать, все обвинения отвергают. "Большинство обвинений очень легко проверяются. И они проверялись", — говорит руководитель ГК "Триолан" Вадим Сидоренко.

Копия платежки о перечислении одной из компаний, входящих в группу, средств "Оплоту", его также не смущает. По словам Вадима Сидоренко, без подписи и печати она не является доказательством. "Более того, для компетентных органов нет ничего проще проверить в банке, указанном в платежке, действительно ли он проводил подобную операцию", — уверяет руководитель "Триолан".

Обвинения в сокрытии доходов Вадим Сидоренко также считает несостоятельными, ведь все предприятия и ФОПы, с которыми сотрудничает "Триолан", "действуют исключительно в правовом поле". По его словам, все предприятия, входящие в группу, "собирают" ежемесячно около 30 млн грн дохода за оказанные услуги, и "налоги в той или иной форме все равно выплачиваются".

В ответ на вопрос, почему компания, столько лет слышащая упреки в свой адрес, до сих пор не упорядочила структуру управления и финансовых потоков, Сидоренко жалуется на государственный беспредел и обещает, что "как только мы войдем в Евросоюз, мы готовы будем готовы к консолидации. А пока лучше оставаться "маленькими и незаметными". Сложно, правда, понять, как государственный беспредел влияет на компанию, которая и контролируется представителем того самого государства — ныне вновь избранным харьковским мэром Геннадием Кернесом.

Правда, Вадим Сидоренко эту связь, как и другие факты, отрицает. Но в то же время признает, что Кернес на работу "Триолана" влияет. "Более половины своего дохода группа собирает именно в Харькове, а у господина Кернеса уровень влияния на город намного выше, чем у мэров других городов. "А как при его настойчивости не считаться с его мнением?" — задал риторический вопрос руководитель ГК "Триолан". Поэтому если местные власти обязывают провайдеров провести ремонты подъездов за их собственный счет, то лучше согласиться и выполнить "просьбу". По неофициальным данным, проблемы с кабельными сетями возникали именно у тех харьковских провайдеров, которые отказывались выполнять "ремонтную квоту", спущенную местными властями.

В Харьковской прокуратуре подробности начатого дела не раскрывают, сообщив только, что все материалы по подозреваемой в терроризме фирме передали в Службу безопасности. В центральном подразделении СБУ ответили, что внимательно изучают в том числе и открытые источники информации. Но ведомство сослалось на тайну следствия и не раскрыло никаких подробностей, свидетельствующих об установленных в законодательном порядке правонарушениях со стороны харьковского интернет-провайдера.

Разбирательства силовиков с "Триоланом" заставили рынок вновь заговорить о необходимости радикального пересмотра схем работы и получения денег за ИКТ-услуги. Правда, операторы говорят, что пересмотра законодательства это не требует — требует лишь его выполнения.

Мнение

Сергей Бойко, президент компании "Воля" (наряду с ГК "Триолан" входит в Топ-5 крупнейших интернет-провайдеров Украины):

"На сегодняшний день ни один закон ни в одной стране не может обезопасить от случаев его нарушения. Но не бывает плохих законов или хороших — бывают работающие или неработающие. В нашей стране превалируют неработающие, потому что степень коррупционности зашкаливает. Под "коррупционностью" я понимаю желание субъектов хозяйствования решать свои вопросы, получать сверхприбыли незаконным способом. Уровень коррупционности у нас в бизнесе — это еще называют теневой экономикой — де-факто, даже по данным Минэкономразвития, уже достигает 50%, при том что допустимым считается уровень, не превышающий 20%. Половина экономики в "тени" значит, что, по большому счету, страна (общество) и государство живут каждый сам по себе. Однако долго так продолжаться не может, потому что сама необходимость существования такого понятия как "государство" ставится под вопрос половиной страны", — комментирует президент компании "Воля" Сергей Бойко.

Так что проблема, по его мнению, заключается даже не в плохом законодательстве, а в полном его неисполнении, отсутствии должного контроля прежде всего со стороны контролирующих и регулирующих органов.

"Относительно инструментария по контролю за денежными средствами — на примере подобных провайдеров мы видим, что они никем не контролируются и не мониторятся. Следовательно, могут использовать денежные средства где угодно и как угодно. Ведь существующая сегодня система перевода денег позволяет делать электронные платежи с карточки на карточку на любую территорию, в том числе на оккупированную на востоке страны. На вопрос о том, переводит или не переводит средства на оккупированные территории данная группировка, никто из наших органов сегодня не готов ответить. Скорее всего, ответ будет "не знаю", — резюмирует Бойко.