IT цирк: как технологические решения помогли вести бизнес Cirque du Soleil

Cirque du Soleil — огромная развлекательная машина, которая требует особого технологичного подхода к управлению бизнес-процессами

Cirque du Soleil известен всему миру необычным подходом к постановкам, которые объединяют уличное цирковое искусство, театр, хореографию, акробатику и живое музыкальное сопровождение. Но Cirque du Soleil — это еще и огромная бизнес-машина, которая вынуждена справляться с невероятными потоками операций, призванными поддерживать деятельность компании глобально. Не последнюю роль в этом процессе играют локальные партнеры и, конечно, интегрированные информационные решения для бизнеса.

IT-директор Cirque du Soleil Бернар Эбер рассказал Delo.UA о том, как технологии упрощают работу огромной развлекательной машины и почему виртуальная реальность не способна заменить живых артистов.

Каковы отличительные черты вашей компании как бизнеса и как цирковой компании в частности?

Сейчас Cirque du Soleil показывает в мире одновременно 18 постановок. Восемь представлений гастролируют глобально, а еще десять — это постоянные шоу в Соединенных Штатах и Мексике. Потому отличительной чертой Cirque du Soleil как бизнеса остается сложность координации и управления этой комплексной деятельностью. Мы выступаем на пяти континентах; с 1984 года наши шоу посмотрели более 160 миллионов зрителей; мы оперируем 20 различными валютами. С точки зрения работы бэк-офиса и проведения внутренних бизнес-операций это крайне сложно.

В разных странах вы работаете с разными партнерами, которые помогают представлять ваши шоу. Как вы выбираете тех, с кем намерены работать?

Когда мы выбираем бизнес-партнеров, в первую очередь пытаемся определить, разделяем ли одинаковые бизнес-ценности. Одна из таких ценностей — уверенность в том, что творческая составляющая всегда остается на первом месте в бизнес-процессах, поскольку это сердце нашего бизнеса и основополагающая составляющая успеха Cirque du Soleil. Когда мы выбираем партнера, кроме того, ориентируемся на технические критерии: финансовую стабильность компании, ее репутацию на рынке. Но самое главное для нас — творческая свобода. Мы должны быть уверены, что сможем достичь целей наших шоу, а точнее — передать зрителям "вау"-фактор.

Как вы справляетесь с тем, что некоторые рынки, такие как Украина или Россия, нестабильны? Вы же не отказываетесь от представлений на этих рынках?

В Москве вот уже шесть лет существует компания Cirque du Soleil Rus — совместное предприятие, созданное в партнерстве с Джорджем и Крейгом Кохонами для развития бренда в России и соседних странах. Физически наша компания не всегда может присутствовать локально, хотя периодически мы приезжаем, чтобы посмотреть, что происходит на том или ином рынке. Потому доверяем местным партнерам, которые лучше понимают, как, в какое время и в каком формате лучше появиться в стране и какой реакции ожидать от местной аудитории. Глобальное планирование нашей компании также зависит от локальных партнеров и их информации о конкретных рынках. Потому мы не всегда уверены, что будем ежегодно показывать шоу в том или ином месте, но планируем туры в зависимости от свежей информации, предоставленной местными партнерами.

Вы активно используете передовые информационные технологии для поддержки бизнес-процессов. Как они помогают вам справиться с этими сложными задачами?

Чтобы консолидировать всю информацию, включая финансовую, а также информацию о необходимых закупках компании в нужное время, чтобы управлять глобальными процессами, мы используем интегрированные системы.

Какие конкретно технологии вы используете для управления процессами?

Мы используем платформу SAP. Впервые начали использовать ее в 1998 году, более 15 лет назад. Вначале основным толчком к внедрению этой технологии стала необходимость в интегрированной платформе. Потому что информацию и процессы по каждому шоу мы должны консолидировать с информацией штаб-квартиры, расположенной в Монреале. Первым критерием выбора технологии была интегрированность системы. Наша бизнес-модель предполагает сотрудничество с другими компаниями, которые помогают представлять наши шоу в разных странах, и технологически все процессы должны быть на одном уровне, чтобы была возможность вовремя передавать отчеты, аналитику и прочие необходимые данные по бизнес-процессам. Кроме того, мы ориентировались на функциональность. Например, тот факт, что мы используем 20 различных валют, требует технологии, которая способна поддерживать бизнес-процессы в 20 различных валютах с учетом совершенно различных бизнес-правил, действующих в странах, где мы представляем наши шоу.

Технологические решения помогают вам экономить деньги?

Одной из главных целей при внедрении технологических решений поддержки бизнеса была скорость ведения операций. Мы хотели двигаться и работать быстрее. Благодаря технологиям, нам удается экономить деньги двумя способами. Во-первых, автоматизация бизнес-процессов позволяет экономить деньги, которые могли быть потрачены на работу сотрудников. А, кроме того, использование интегрированных технологий позволяет увеличить интегрированность данных и информации. В результате нам нужно делать меньше отчетов, а те, которые все еще требуются, получаются намного проще и быстрее.

Были в вашей практике ситуации, когда технологическое решение помогло решить проблему в управлении бизнес-процессами?

Представим, что по какой-то причине нам необходимо срочно поменять планы мировых туров. Изначально планы на гастрольные туры формируются заранее, за 18-24 месяца. Если внезапно возникают непредвиденные ситуации в стране, куда мы планируем приехать, или проблемы настигают нашего местного партнера, изменения в графике туров приходится вносить срочным образом. То есть, нам изначально нужно обладать гибкостью планирования, мы должны иметь возможность быстро вносить изменения в планы, созданные настолько заранее. А это включает расходы на проведение шоу на конкретном рынке, расходы на использование человеческих ресурсов в этой конкретной стране. Именно здесь интегрированная система позволяет эффективно вносить изменения "в последнюю минуту", чтобы планирование не сбилось полностью. Недавно нам пришлось делать такие изменения, и вместо целостного перепланирования тура мы смогли справиться с изменениями за несколько месяцев.

Как вы оцениваете роль высоких технологий в сфере развлечений?

Здесь есть два измерения. Во-первых, речь идет о необходимости предоставить сотрудникам компании и ее артистам инструменты, которые упростят им работу. Это первая стратегическая задача, которая повышает производительность и упрощает коммуникацию, особенно в рамках глобальной компании. Во-вторых, речь идет о внедрении инструментов, которые позволят зрителям вступать в своего рода "интерактивную связь" с артистами шоу.

Технологии серьезно меняют сферу развлечений в целом.

Технологии позволяют совмещать в шоу человеческий фактор с визуальной составляющей. Мы не считаем, что виртуальные технологии когда-нибудь смогут целиком заменить человеческий фактор. Выступление артиста, его акробатический талант и исполнительское мастерство — основа "вау"-фактора, и вряд ли технология сможет это заменить. Технология сможет только подчеркнуть выступление артиста и сделать так, чтобы оно засияло новыми красками.

Как вы планируете дальше внедрять информационные решения для вашей компании?

Сейчас мы как раз находимся в фазе трансформации процессов на основе облачных технологий. Мы делаем это для усиления гибкости тех процессов, которыми нам приходится управлять. У наших шоу есть свой срок жизни. Некоторые из них, пропутешествовав 20 лет по миру, все еще гастролируют, некоторые живут не так долго в силу своих форматов и ограниченного количества площадок, которые могут их принять. Параллельно с этим постоянно открываются новые операции под новые шоу. Этот жизненный цикл разных шоу, их вариативность, предполагает большое количество IT требований. Переход в облачные технологии позволит расширить возможности управлять этими жизненными циклами одновременно.